Потенциальными носителями черкесской идеи являются народы северо-западного Кавказа — адыгэ (черкесы) и абаза (абазины и абхазы). Хотя ряд причин способствовали разделению видения своего будущего среди абаза и адыгэ.
Черкесы исторически проживают на северо-западе Кавказа. В результате российско-черкесской войны 18—19 вв., многие черкесы были переселены в Османскую Империю.
После колонизации Кавказа и выселения черкесов из своих земель, одним из актуальных вопросов для черкесов является воссоздание единого территориального субъекта на Кавказе, но решение этого вопроса сталкивается со многими проблемами.
В советский период, черкесский этнос был разделён на несколько народностей: адыгейцев, кабардинцев, шапсугов и черкесов. Проблема разделённости народа и сейчас стоит очень остро в черкесском национальном сознании.
Деятельность черкесских общественников заключается именно в преодолении этой разделённости и консолидации нации как начального этапа перед воссозданием единого черкесского территориального субъекта.
Например, черкесские общественные организации и интеллигенция активно вели работу с населением и обществом, призывая население принять участие в переписи населения 2010 года и в графе «национальность» указать «черкес», а не «кабардинец», «адыгеец» или «шапсуг».
Общий подход черкесов России и Зарубежья
Надо отметить, что позиции черкесской диаспоры и черкесов России о будущем Черкесии отличаются. Интересна позиция представителей черкесской диаспоры, часть которой считает главной идеей объединение всех черкесских территорий в одно черкесское независимое государство.
Своей целью воссоздать единый черкесский территориальный государственный субъект озвучил председатель Черкесского Культурного Института в Нью-Джерси (США) Иад Йогар в Тбилиси, на конференции под названием «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим» в марте 2010 года.
«Черкесское движение преследует три цели: создание собственного государства, признание геноцида и отмену Олимпиады в Сочи», — заявил он в своём выступлении.
Другой представитель Черкесского Культурного Института (США) Али Берзег главной целью черкесского движения считает восстановление независимости Черкесии в границах до Кавказской войны.
«Восстановление Черкесии зависит от того, как скоро в Москве решатся на предоставление суверенитета странам на северо-востоке Кавказа», — утверждает Али Берзег.
Представители черкесской диаспоры в Германии также идеей-фикс для черкесского народа считают восстановление независимости Черкесии. Руководитель «Черкесского Исследовательского Института» (Мюнхен) Заур Гьедуаджэ главной целью черкесского всемирного движения считает деколонизацию и восстановление Черкесии.
Данные вопросы периодически возникают в отношениях России и черкесов, часто обсуждаются в социальной сети между черкесскими пользователями. Черкесы России к идее независимости относятся с осторожностью. Хотя их стремление воссоздать единый субъект Федерации под названием «Черкесия» весьма активно.
Черкесы к реализации своей идеи стремятся уже давно. Еще 23 ноября 2008 года в Черкесске прошёл Чрезвычайный съезд черкесского народа. Съезд публично поднял вопрос объединения Республик Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Черкесии в одну республику в составе Российской Федерации.
Обсуждая территориальный аспект объединения, надо учесть, что Республика Адыгея не имеет общей границы с Карачаево-Черкесией и является анклавом в Краснодарском крае. Также Республика Адыгея не имеет общей границы с шапсугскими аулами районов Сочи и Туапсе.
В случае образования единого черкесского субъекта, Краснодарский край должен будет передать новообразованному субъекту федерации часть своей территории. Вопрос образования единого территориального субъекта прямо связан с демографической проблемой черкесского народа.
Коренное население исторической Шапсугии составляет всего около 10 тысяч и расселено некомпактно, составляя большинство населения районов Сочи и Туапсе. Адыги также не составляют большинство населения в республиках Карачаево-Черкесия и Адыгея.
Помимо выше сказанного, надо отметить, что неоднородность республик КБР и КЧР также является препятствием для образования единого субъекта «Черкесия». Тюркские народы — карачаевцы и балкарцы — также стремятся к объединению в единую республику — аланскую или республику Таулу. Вопрос разграничения черкесских и карачаево-балкарских территорий весьма проблематичен.
Желание адыгов отделиться от Карачаево-Черкесии было зафиксировано в июне 2010 года в Карачаево-Черкесии, когда прошёл съезд черкесского народа, который принял резолюцию, в которой подтвердил принятое ранее решение о восстановлении «Черкесской автономной области в статусе республики в составе Российской Федерации».
Образование Северо-Кавказского федерального округа разделило территорию исторического проживания черкесов на две части. Западная часть исторической Черкесии осталась в пределах Южного Федерального Округа. Данное решение властей вызвало негодование среди черкесских общественных движений.
Лидер «Черкесского Конгресса Адыгеи» Мурат Берзег посчитал недопустимым разделение черкесских исторических территорий между двумя федеральными округами. «Если взять Адыгею, то мы вполне осознанно считаем себя частью черкесского народа, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии тоже живут черкесы.
«Мы единый народ, живущий на своей исторической родине. Более 140 лет нас, черкесов, делят в разных субъектах, но это не разрушило единства нашего народа», — утверждает Мурат Берзег.
Лидер организации «Хасэ» Ибрагим Яган в своём интервью одобрил идею независимой Черкесии: «Я считаю, что это далёкая перспектива. Мы мечтаем об этом. Я надеюсь, что, в конце концов, если я даже это не увижу, это будет».
«Это нормальное развитие и право любого малочисленного народа — мечтать об этом. Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Это не криминал, и никто нам не может это инкриминировать», — утверждает Яган в своём интервью.
Лидер «Черкесского Союза» Руслан Кеш на своей онлайн-конференции чётко очерчивает границы исторической Черкесии. Обсуждая исторические границы Черкесии, Руслан Кеш утверждает, что «Черкесия — это не объединённые современные черкесские анклавы. Это территория исторической Черкесии — к северу от р. Дон от границы с Украиной (Тэн и щ1ыб), южная часть Ростовской области с г. Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария…».
Надо заметить, что позиция российских властей по поводу изменения территориально-административных границ субъектов федерации очень категорична. На встрече с представителями молодёжных организаций Северо-Кавказского федерального округа, российский премьер Владимир Путин заявил о недопустимости пересмотра границ между республиками Северного Кавказа.
«У нас потенциальных территориальных споров в России две тысячи, в том числе, между некоторыми республиками Северного Кавказа, даже между очень близкими народами, практически одним народом, разделённым на разные субъекты РФ», — утверждает Путин.
В прессе очень негативно преподносится идея объединения черкесских территорий. Продвигается мнение о создании так называемой «Великой Черкесии» как геополитическом проекте США и Израиля.
Многие деятели идею воссоздания Черкесии считают разрушительной для России, хотя, надо заметить, что Черкесия как отдельное унитарное государство никогда не существовало (если не считать период легендарного Инала Светлого — предводителя абаза-адыгских племён), а была представлена конфедерацией черкесских этнических групп.
Восточная часть Черкесии — Кабарда, была отдельным княжеством, суверенитет которой признавался и Россией по белградскому мирному договору от 1739 года. Такая противоположность позиций черкесских общественных организаций и движений с одной стороны, и российских властей и политического класса с другой, не способствует решению тех задач, которые являются экзистенциальными для черкесского народа.
Сириийский акцент
Гуманитарная катастрофа в Сирии возбудила в черкесском мире требование актуализации процесса репатриации черкесов Сирии на историческую родину — на Кавказ. Многие общественные организации неоднократно обращаются к российским властям по поводу содействия в деле репатриации.
Ещё накануне нового 2012 года в Черкеске совет черкесских общественных организаций России сформировал комиссию по вопросам репатриации черкесов Сирии. По заявлению одного из лидеров «Адыгэ хасэ» Краснодарского края Аскера Сохта, речь идёт о 700 семьях черкесов, которые непосредственно обратились к главе российского государства.
Надо отметить, что некоторая активность в этом вопросе заметна и среди руководителей Кабардино-Балкарской республики, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики, хотя данный вопрос остаётся нерешённым до сих пор.
Грузинская инициатива
Анализ социальных ресурсов черкесов России даёт знать, что настроение черкесов России в отношении Грузии развиваются в динамично-позитивном русле. Данный тренд грузинско-черкесских отношений не исключает активизацию Грузии и в вопросе репатриации черкесов на историческую родину. В частности, речь идёт о возможном содействии Грузии в деле репатриации адыгов Сирии.
Некоторые политические круги в России с опасением рассматривают вопрос репатриации черкесов на Кавказ. Данное опасение связано с потенциальной демографической угрозой для России и оттоком русского населения из регионов.
Российские аналитики, обсуждая демографические процессы на Северном Кавказе, считают, что в случае тотального возвращения черкесов на родину, доля русского населения на северо-западе Кавказа сократится так же, как оно ничтожно на северо-востоке Кавказского региона.
Хотя, надо отметить, что тотальное возвращение зарубежных адыгов на родину на данном этапе исключено, а бездействие России на фоне активности грузинской северо-кавказской политики, усугубит авторитет России среди народов Северного Кавказа.