Давно обратил внимание на то, что у нас мало пишут об истории татарских школ в нашей губернии. Возможно, в специальной литературе их история и отражена, но в общедоступной литературе такой информации практически не встречается. И это касается всех инородческих школ. Совсем недавно, я например, узнал, что в начале XX века в Вятке работала еврейская школа, которую финансировал богатый купец Насатисин, который, кстати, был членом русско-американской торговой палаты, единственный из Вятской губернии. Ни о Насатисине, ни о школе мне никаких сведений найти, пока, не удалось.
При поиске в архиве, случайно, как это бывает практически всегда, вот такой интересный документ.
Из донесения начальника Вятского губернского жандармского управления от 5 августа 1909 года.
«Как донес мне мой помощник в Сарапульском, Елабужском и Малмыжском уездах ротмистр Ганько, в деревне Иж-Боди Агрызской волости Сарапульского уезда существует татарская школа (медресе).
Школа существует уже более ста лет и ее назначение – подготовка к занятию должности муллы. Учителя школы называются мугаллимами, а ученики – шакирдами. В школе имеется два отделения – общее и специальное.
На общем отделении изучаются русский язык, грамматика, арифметика, история и география.
На специальном отделении преподаются Коран, богослужение, арабский язык, Священное Писание, история ислама, тевсир (толкование Корана), хадис (учение Магомета), фико и суло-фико (правоведение), богословие, логика, гигиена, физика, химия, геометрия и алгебра.
Количество учеников (шакирдов) в зимнее время доходит до 300 человек, а в летнее время не превышает 200 человек.
Года три назад школу начали преобразовывать по европейскому образцу, при этом стали требовать от шакирдов по установленному расписанию и по одинаковым для всех учебникам.
Кроме того, при обучении начальной грамматике введена звуковая система. Такое преобразование татарских школ и называется «усуль-задит». Таким образом «усуль-задит» это не учение, а лишь новая, по образцу европейских, система преподавания. Вот этой новой системой обучения и недовольны некоторые приверженцы старины, считающие ее противной Корану на том основании, что «Магомет так не учил».
Из собранных ротмистром Ганько сведений видно, что школа не преследует никаких политических целей, что же касается шакирдов, то таковые действительно съезжаются туда со всей России».
Из сообщения помощника начальника губернского жандармского управления от 28 февраля 1911 года.
«Учителя Ижбобьинского медресе арестованы за распространение среди учеников идей панисламизма. Пропаганда эта приняла настолько широкие размеры, что в настоящее время школа является очагом пропаганды на весь Прикамский и Приволжский край, а ученики настолько распропагандированы, что почти у каждого нашли преступные заметки и брошюры, призывающие к ниспровержению существующего государственного строя, вселяющие ненависть к русскому народу и Правительству. В библиотеке Ижбобьинского медресе оказались даже программы анархистских и революционных партий».
«Инициатором панисламистского движения в России является известный редактор-издатель (общероссийской – А.Р.) бахчисарайской газеты Измаил-Бек Гаспринский. Начатое им движение проникло в магометанские учебные заведения России. Постепенно развиваясь и углубляясь в своем внутреннем содержании, в последнее время центром его распространения для Приволжского и Прикамского краев стало существующее в Иж-Боби медресе, во главе которого стаяли братья-муллы Бобьинские.
Бобьинские распространили полный курс медресе до 12-классного состава (четыре класса приготовительных и восемь основных) по одному году на каждый. Они обеспечили его соответствующим составом преподавателей, гостеприимно раскрыли двери для всех магометан, желающих получать образование и воспитание в прогрессивном национально-религиозном направлении. Бобьинские получили возможность вступить в живые отношения и влиять на обширный круг своих единоплеменников и единоверцев. Причем, не только близких, но и весьма отдаленных губерний Европейской и Азиатской России.
Создав, таким образом, прочную базу для распространения панисламистского движения с его тяготением к Турции, как религиозно-политическому центру, Бобиьнские до последних дней деятельно поддерживают письменные, а иногда и устные взаимоотношения, как с самим Гаспринским, так и с прочими родственными себе по духу и направлению политической деятельности в Турции и России.
Так, например, бывшим членом Оренбургского Духовного Собрания Ибрагимовым. Он арендатор типографии в Петербурге. Он, также, и редактор-издатель многих листков и брошюр на татарском, турецком и арабском языках. В настоящее время Ибрагимов скрывается неизвестно где.
Бобьинские тесно общались с членами мусульманской фракции Государственной думы Айдаровым, Еникеевым и Максудовым, выписывали множество книг и периодических изданий на турецком, татарском и арабском языках, составляли и издавали свои книги и статьи.
В дальнейшем они намечали осуществить идею обще-мусульманского союза России. Для обсуждения этого сложного вопроса, под видом частных собраний устраивались особые совещания с участием на них представителей из Турции. Такое совещание происходило 31 декабря 1910 года в доме муллы Заитова в деревне Кадралях (ее еще называют – Кязырлах) Елабужского уезда. Какую именно организацию предполагалось придать обще-мусульманскому союзу, за неимением данных определить трудно. Однако, несомненно, что все симпатии, все стремления, всю силу тяготения союза предполагается направить в сторону Турции. В связи с этим, среди мусульман, проживающих в России, видимо был даже проведен сбор пожертвований на турецкий флот».
Из сообщения вятского вице-губернатора от 19 мая 1911 года.
«При Бобьинском мектебе открываются летние курсы по обучению русскому языку и рукоделию мусульманок. Прилагается перевод сообщения в газете «Вакт» (выходила в Уфе – А.Р.) от 7 апреля 1911 года».
Из письма директора народных училищ Вятской губернии от 16 февраля 1912 года.
«В Оренбургской типографии издана на татарском языке книга Фатиха Каримова «Краткий курс всеобщей истории», в которой утверждается, что, начиная с Петра III, в России правила Голштинская династия».
(ГАКО, ф.205, оп.3, д.2694, л.6, 49, 65, 75, 155).
Думаю, что изучение этой темы откроет немало интересных сведений по истории издания и распространения татарских книг и периодических изданий в нашем крае. Огромный интерес представляет и история связей татарских и других школ инородцев Вятской губернии с зарубежными издательствами и периодическими изданиями.