Вчера в Махачкале прошло собрание между «суфиями» и «салафитами», которое было организовано по обоюдному согласию. Не будучи большим аналитиком, а равно и маленьким, не могу утверждать, что это было грандиозное событие, и не стану использовать другие громкие слова и эпитеты. Но, будучи простым мусульманином и свидетелем событий последних 15–20 лет, связанных с исламским возрождением в республике, могу сказать, что это большой шаг на пути укрепления позиций Ислама на этой земле.
На встрече много говорилось о важности единства среди мусульман, в доказательство приводились аяты Корана, и, наконец, было озвучено, как это объединение должно происходить, точнее говоря – на основе чего. Оно должно происходить строго на основе Корана, Сунны и пути наших праведных предков. А все разногласия должны решаться между знающими людьми. Хвала Аллаху! Помню, когда раньше поднимался вопрос об объединении мусульман, люди говорили, что это невозможно и что на двух стульях одновременно не усидишь. Полностью соглашаясь с этой аксиомой жизни, можно предложить и другой вариант – слезть со своих стульев и сесть на землю, которая является общей опорой для этих стульев. Какими бы красивыми ни были эти предметы мебели или какими бы красивыми они ни казались нам, не лучше ли слезть с них? Возможно, со стороны мы увидим те изъяны, о которых нам говорил товарищ, сидящий рядом, и устраним их. И опять же, зачем ограничивать себя стульями, когда у нас есть обширная земля?
Вторым важным моментом является то, что все имеющиеся разногласия должны решаться знающими людьми, но никак не простыми мусульманами. Именно первая категория должна обсуждать существующие вопросы и ставить их на весы Шариата. Только когда знающие будут говорить, а простой народ молча слушать – наступят спокойствие и порядок.
Хвала Аллаху, что сегодня мусульмане совершили такой маленький, но в то же время такой большой шаг навстречу друг другу. Ведь ещё совсем недавно не могло возникнуть даже мысли о том, что такое собрание возможно. Но при этом не нужно обольщаться. Не нужно отрываться от реальности. Как сказал один из выступающих, мы хотим посадить сад, но для этого надо избавиться от сорняков. Мусульмане должны признать свои ошибки, извиниться перед своими братьями за те слова и дела, которые были направлены против них. На алимах и на имамах лежит обязанность объяснять людям, что борода и короткие усы не являются признаками ваххабизма и что суфизм не является ширком. И что те слухи и мифы, которые распространялись по отношению к своим оппонентам, являются всего лишь слухами и мифами.
То, что более 10 лет ломалось и портилось, невозможно починить быстро. Сегодня задавались вопросом, что делать с тем, что написано в Интернете и напечатано в книгах. Но если эти книги и можно сжечь, а записи в Интернете стереть, – то, что уже выцарапано в сознании у людей, очень трудно будет убрать. Над этим надо работать вдвое активнее. Как сказал Икрима бин Абу Джахль, когда принял Ислам, что он и его отец больше всего причинили вред Исламу и что он клянётся приложить вдвое больше сил ради Ислама, чем он прикладывал, борясь с Исламом.
И если наши помыслы будут чисты, если мы все будем искренни в наших словах и делах, то Аллах обязательно даст нам результат этих дел. Он даст нам то, к чему мы стремимся. И тогда уже не смогут нам помешать «третьи силы», потому что уже будем мы – мусульмане и они. Третьего не дано.
РЕЗОЛЮЦИЯ
По результатам совместной встречи Ассоциации учёных ахлю-сунны в Дагестане и Духовного управления мусульман Дагестана были выработаны следующие основы взаимодействия:
1. Полное следование аятам Корана.
2. Следование Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
3. Опора на четырёх имамов этой уммы – Абу Ханифу, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля – в фикхе и их вероубеждениях.
4. Необходимость строго следовать словам Аллаха: «Держитесь все верви Аллаха и не разделяйтесь», то есть в приверженности Корану, Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, согласно вероубеждениям и фикху четырёх имамов, а также словам Аллаха: «Воистину мусульмане – братья, так примиряйте же ваших братьев – может быть, вы будете помилованы».
5. Запретно поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», сюда же включается и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман.
6. Все участники собрания единодушно заявляют о запрещённости выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом.
7. Решение всех возникающих спорных вопросов путём обсуждения в научном диспуте, для чего создаётся совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон, собирающийся раз в месяц.
8. Осуждение действий любой категории лиц, препятствующих призыву к Исламу, а также совместная поддержка призывающих к Исламу, которым мешают в их деятельности.
9. Стороны согласились, что недопустимо препятствовать выезду дагестанцев за рубеж для обучения в исламских высших учебных заведениях.