Как известно, мусульманам запрещены в употребление кровь, свинина, мертвечина и мясо животных, заколотых не с именем Аллаха. Слава Аллаху, в последнее время проблема с поставками населению мяса и мясопродуктов халяль решается успешно. Тем не менее, проблема наличия запрещенных ингредиентов во многих пищевых продуктах продолжает волновать мусульман.
Мы решили начать наше исследование с анализа состава хлеба и хлебобулочных изделий. По рецептуре хлебопродуктов в них положено добавлять маргарин, который, как известно, является смесью жиров растительного и животного происхождения. Мы связались с хлебокомбинатами и выяснили, какие образцы выпускаемой продукции содержат маргарин. Заведующая лабораторией хлебокомбината Лилия Федоровна Герасимова сообщила, что маргарин отсутствует во всех видах черного и белого хлеба, а также в таких видах батонов, как «Чайный», «Постный», «Булка школьная», «Батончик бутербродный», «Сайка заводская», «Плетенка с маком». Начальник лаборатории другого хлебного завода Меркулов Николай Александрович сообщил, что маргарин отсутствует во всех видах черного и белого хлеба, а также в «Булке простой йодированной» и в батоне «Юбилейный». Затем мы связались с ООО «Раззак», которое также выпускает различные виды хлебобулочных изделий. Исполнительный директор заявил, что маргарин присутствует только в одном виде продукции - хлебе «Нива». Маргарин закупается в ТД «МЖК» г. Саратова, и в этом маргарине животные жиры отсутствуют. Мы связались с Саратовом, и менеджер ТД «МЖК» Екатерина Кузьмина подтвердила, что маргарин, выпускаемый комбинатом, животных жиров не содержит. Необходимо отметить, что мы позвонили и на ОАО «Нижегородский масло-жировой комбинат», маргарином которого пользуются многие пищевые предприятия Мордовии. Руководство комбината заверило нас, что животные жиры в их производстве также отсутствуют. Особо следует отметить ООО «Спрос» г. Рузаевка, которое сознательно производит хлебобулочную продукцию только халяль, то есть разрешенную в употребление мусульманам. Вынуждены разочаровать многочисленных любителей сыра. Наши сыродельные заводы добавляют во все виды сыров животный компонент - измельченные желудочки молодых телят, которые необходимы для свертывания молока. Заведующая лабораторией «Ичалковского сыродельного комбината» заявила нам, что данный компонент присутствует во всех сырах, выпускаемых данным предприятием, включая «Адыгейский» и «Колбасный». Особое место на столах всегда занимают сладости, поэтому состав кондитерских изделий очень волнует мусульман. На наши вопросы отвечала заведующая лабораторией ОАО «Ламзурь» Пяткова Светлана Петровна. Она пояснила нам, что вся продукция предприятия сейчас маркируется, и на всем можно найти состав, причем все написанные ингредиенты обязательно присутствуют в продукте - например, спирт в конфетах «Птичье молоко». Если продукция продается наразвес, например, зефир или некоторые конфеты, то наклейка с составом присутствует на ящике, в котором продукция поступает в розничную торговлю. Поэтому покупатель имеет возможность выяснить состав у продавца. Желатин, который запрещен в употребление мусульманам, используется только при производстве одного вида продукции - жевательного мармелада «Сластена». Остальные виды мармелада, выпускаемые ОАО «Ламзурь» желатин не содержат. Что касается многочисленных видов печений, то маргарин не используется только в вафлях. В вафлях используют кондитерский жир, который не содержит животных жиров. Во все остальные виды печений и пряников добавляется маргарин. В данный момент в производстве используется маргарин Саратовского комбината, который не содержит животных жиров. В дальнейшем в лаборатории предприятия выразили готовность информировать нас о составе ингредиентов продукции. Это далеко не полный перечень продуктов, о составе которых должны знать мусульмане. Мы призываем всех серьезно подойти к вопросам состава пищевых продуктов. Если кто-то обладает дополнительной информацией по освещенным вопросам или хочет выяснить дополнительные моменты, то пишите нам. Одновременно мы предостерегаем мусульман от того, чтобы идти за псевдознатоками, которые направо и налево раздают фетвы о том, что разрешено, а что запрещено. К любому вопросу, особенно такому важному, как харам и халяль, необходимо подходить грамотно и взвешено, используя все возможные методы и знания для нахождения истины, и только после тщательной проверки принимать или не принимать решение. Просим Аллаха принять наше поклонение Ему и просим уберечь нас от всего запрещенного и недостойного.