«Мы потеряли одного из храбрых лидеров современного Алжира, на которого сошла благодать Всевышнего»,- сказал в траурной речи президент Абдельазиз Бутефлика. Для нынешнего главы государства Бен Белла был политическим учителем. Он назначил Бутефлику вначале министром по делам молодежи и спорта, а затем, в 1963 году, когда тому исполнилось 26 лет – главой МИД (на тот момент самым молодым в мире).
Возвращение патрона
Не прислушиваться к советам бывшего патрона президент просто не мог – хотя бы ради сохранения собственной общественной репутации. Его и без того не раз упрекали, что он остался на посту министра иностранных дел после того как в 1965-м военные совершили переворот и сначала отправили Бен Беллу за решетку, а потом на долгие годы – под домашний арест. В те времена упоминать в алжирских СМИ имя первого президента республики можно было лишь по специальному разрешению цензуры.
Впрочем, после смены очередного военного режима в 1979 году Бутефлика и сам попал под каток репрессий, а затем стал политэмигрантом.
С триумфом вернувшись в сентябре 1990 года на родину, Ахмед Бен Белла бросил в лицо военной верхушке, по примеру СССР затеявшей тогда демократизацию режима: «Я не верю, что люди, в течение 15–20 лет правившие страной известным образом, вдруг станут демократами и великими реформаторами». Как в воду глядел: в Алжире вскоре последовали очередные перевороты и гражданская война.
«Соединение ислама и арабизма»
Отец Бен Беллы был глубоко верующим суфием из небольшой деревни на западе Алжира. По возвращению в большую политику после долгих лет изгнания сын вспомнил его заветы и заговорил о «соединении ислама и арабизма» как о «пути к миру», что сблизило его с умеренной частью позже запрещенного Исламского фронта спасения (ИФС).
Во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году Бен Белла ездил в Багдад «поддержать высокий моральный дух иракского народа» – алжирские исламисты, осуждая режим Саддам Хусейна как таковой, выступили тогда в защиту иракцев в их противостоянии с Западом. ИФС призывал «всех арабов и мусульман отразить иностранное посягательство на священную землю ислама».
Спустя 12 лет Бен Белла снова вернулся к иракской теме, будучи избранным главой Международного движения против вторжения в Ирак (перед началом второй войны в Заливе). В прошлом году он давал показания в международном общественном трибунале по войне в Ираке, организованным экс-премьером Малайзии Махатхиром Мохаммадом, против Джорджа Буша и Тони Блэра как военных преступников.
Тревожная кампания
Последние время Ахмед Бен Белла являлся председателем Совета старейшин Африканского союза, организации, призванной разрешать и предотвращать конфликты и заниматься посредничеством по поручению Афрокомиссии. Говорят, совсем недавно очень жалел, что из-за преклонного возраста и частых болезней не может активно участвовать в делах, в частности по урегулированию в соседнем Мали.
Ведь начало предвыборной кампании в Алжире совпало с активизацией в южных районах республики и сопредельных странах вооруженных группировок туарегов из так называемого Фронта освобождения Азавада, а также, по заявлениям экспертов НАТО, отрядов местной «Аль-Каиды». Начались такие загадочные события, как, например, недавнее похищение на севере Мали семерых алжирских дипломатов боевиками некоего «Движение за единство и джихад», по сообщениям западных СМИ отколовшегося от «Аль-Каиды». Те же люди, по слухам, удерживают в плену трех сотрудников гуманитарных миссий (двух испанцев и итальянца), захваченных в этих краях в декабре прошлого года.
Кроме того, все чаще стали греметь взрывы у границы с Ливией, пока, по крайней мере, без жертв.
…Похороны Ахмеда Бен Беллы состоятся в пятницу. Свои соболезнования его родным и близким высказали, пожалуй, представители всех политических сил страны – от парламентского Президентского альянса до недавно образовавшейся исламистской Партии свободы и справедливости. Что само по себе символично.
«Не может быть отдельно арабизма, исламизма, берберизма. Только объединившись вокруг ценностей ислама, мы придем к миру и демократии», – сказал Бен Белла в одном из последних интервью алжирской прессе.