Противоречащим миролюбивому учению ислама назвал призыв муфтия Саудовской Аравии «разрушить все церкви» в странах Персидского залива глава управления по делам религии Турции Мехмет Гёрмез.
Лидер турецких мусульман заявил изданию Today’s Zaman, что не может принять фетву (религиозное решение), вынесенную верховным муфтием Абдульазизом аль-Шейхом, поскольку она идет вразрез с многовековым исламским учением о терпимости и неприкосновенности учреждений, принадлежащих другим религиям.
Он подчеркнул, что ислам всегда уважал свободу вероисповедания. «Мнение муфтия также явно противоречит тем соглашениям, которые пророк ислама заключал с немусульманскими общинами и в Медине, и в регионе в целом. Кроме того, оно явно игнорирует право неприкосновенности, которое ислам давал святыням и храмам других религий на основании верховенства закона на протяжении всей своей истории», – пояснил профессор Гёрмез.
По некоторым сообщениям, шейх Абдульазиз сделал свое спорное заявление во время встречи с делегацией кувейтского Общества возрождения исламского наследия в ответ на вопрос о положениях шариата относительно строительства церквей в мусульманских странах. В марте он выпустил фетву, гласившую, что дальнейшее строительство церквей должно быть запрещено, а существующие христианские храмы – снесены.
Мехмет Гёрмез выступил с резкой критикой саудовского муфтия, заявив: «Мы убеждены, что эта декларация бросает черную тень на концепцию прав и свобод человека в исламе, которые всегда соблюдались на основании его источников, и декларация не станет считаться мнением ислама».
«Мы, таким образом, полностью отвергаем вышеупомянутое мнение, и надеемся, что оно будет исправлено как можно скорее», – добавил он.
Самый высокопоставленный религиозный деятель Турции подверг сомнению утверждения верховного саудовского муфтия об установленных принципах ислама. «Мы считаем, что указанное мнение очевидно противоречит целям ислама, особенно в регионе, который стал свидетелем сошествия Святого Корана и первого применения сунны Пророка. Оно идет вразрез с установившейся в мусульманской традиции практикой уважения также и прав немусульман».
Но этот хадис нуждается в правильном понимании и разъяснении. В нем идет речь об определенных местах, а не о географическом понимании слова "Арабский полуостров".
И в нем речь идет о запрете на проживание в Хиджазе, а не на любое пребывание. Сподвижник пророка - Джабир в отношении слов Аллаха: "О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети!" (ат-Тауба, 28), сказал: "Если только речь не идет о рабах или же об ахлю-ззимма". Ибн Хузайма 1329. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Следовательно есть какие-то исключения.
Также хафиз Ибн Хаджар в отношении хадиса: "Выгоняйте мушриков из аравийского полуострова!", сказал: "Однако мушрикам запрещено проживать из арабского полуострова только в Хиджазе, а это Мекка, Медина, а также Йемана и то, что в нее входит. А все иное к этому не имеет отношения, даже если какая-та территория именуется "джазиратуль-араб". Все единогласны, что Йемен относится к этому вопросу, но вместе с тем он также входит в джазиратуль-араб!" См. "Фатхуль-Бари" 198.
Шейх Ибн Усаймин говорил: "Смысл хадиса: "Не соберутся в джазиратуль-араб две религии!" в том, что не будут обряды куфра в джазиратуль-араб. Т.е. например, не будут построены церкви, призыва их колоколов и т.п. И это не значит что никого из людей не будет исповедующих куфр, нет! Смысл в том, что не будет церквей или мест их поклонения, как это для мусульман мечети! А что касается хадиса: "Выгоняйте мушриков из аравийского полуострова!", то смыл этих слов именно в том, чтобы они не проживали там! И это не относится к работникам". См. "аль-Баб аль-мафтух" 2/368, вопрос № 1055