Недавние скандалы в руководстве Южной Осетии, ставшие результатом проверок расходования российских средств, остро поставили вопрос об ответственности за срыв восстановления. Посетившие республику представители из Москвы, ответственные за восстановление, оказались просто ошарашенными объёмами хищений, произошедшими после ухода прежнего президента. Оказалось, что проблема была не в самой персоне Эдуарда Кокойты, а в тех «прилипалах», которые обступили его буквально со всех сторон. И здесь речь даже не о «челябинских», с которыми всё было понятно изначально. Речь о кадрах «местного розлива».
«Иуды» в Южной Осетии дорвались до власти. Надолго ли?
Доментий Кулумбегов, Валерий Чочиев по кличке «Пеле», Батраз Таказов, Рудольф Джиоев, Рудольф Цховребов, Владимир Келехсаев по кличке «Каркуша», Джемал Джигкаев, Элеонора Бедоева, Валерий Валиев, Вадим Цховребов по кличке «Булочка» — эти люди, ещё недавно произносили громогласные тосты, зачастую крайне продолжительные по времени, во здравие Кокойты и буквально сдувавшие с него пылинки, сегодня пристроились в окружении премьера-президента Бровцева и «клюют» ушедшего президента при каждом удобном случае.
Одной из ключевых фигур в команде Кокойты был вице-премьер Доментий Кулумбегов. Это на него была возложена ответственность за внедрение программы духовно-нравственного воспитания молодёжи, обустройство системы образования, обеспечение школьного питания и развитие здравоохранения. Именно этот человек несёт прямую ответственность за полный провал этих направлений.
Однако сам Доментий, похоже, о своих провалах не горюет, и, как ни в чём не бывало, сегодня «трудится» под началом Бровцева, произнося при любом возможном случае хвалебные оды и затяжные тосты в адрес последнего. О провальной деятельности Кулумбегова на своём посту свидетельствует неудовлетворительная оценка, выставленная ему педагогами и работниками здравоохранения, поддержавшими на ноябрьских выборах оппозиционного кандидата.
Другой приспособленец — ныне советник премьер-президента Бровцева — Валерий Чочиев, по кличке «Пеле», получил за последние месяцы ещё одно прозвище — «Кошелёк Бровцева», поскольку без согласования с ним не проходит ни один подряд на строительство объектов. Откаты достигают таких размеров, что подрядчики просто не могут отчитаться по выполненной работе, на которую просто не хватает ресурсов.
Если при власти Кокойты годовое финансирование инвестиционно-восстановительных работ производилось из Москвы с полугодовой задержкой, то при команде Бровцева все финансовые средства поступили в феврале2012 г., и в марте были произведены все выплаты и «освоение» в размере трёх миллиардов рублей по инициативе московских кураторов Бровцева и при активном «распиле» чиновниками-«прилипалами». При этом ни построенных объектов, ни даже отчётов не наблюдается. Вспоминается фраза из знаменитого фильма «Золотой Телёнок»: «Пилите Шура, пилите!».
К великому сожалению граждан республики, «специалисты», грамотно научившиеся «пилить», демонстрируют один лишь пиар и показуху, приписывая себе заслуги за строительство объектов, профинансированных и построенных ещё при Кокойты, либо выставляют за свою работу деятельность общественных организаций республики.
Например, на днях правящая верхушка по местному телевидению представила материал о фермерских хозяйствах республики, рапортуя о том, какое большое внимание уделяется развитию фермерских хозяйств, забыв при этом упомянуть, что эти хозяйства в основном финансировались со спецсчёта по инициативе президента Кокойты, а многие из ныне действующих руководителей были ярыми противниками этого.
Данная программа предусматривала поддержку защитников отечества, и на это было выделено более 100 миллионов рублей. Средства были распределены среди лиц, принимавших участие в обороне республики и попавших под сокращение сотрудников Минобороны. Делалось это в целях развития сельского хозяйства, а также малого и среднего предпринимательства, что является наглядной демонстрацией заботы о людях, оставшихся без работы и желающих работать на благо республики, своих семей и поддержки хозяйств действующих подразделений.
Именно на эти деньги было создано фермерское хозяйство «ОМОН». акие хозяйства и предприятия сегодня развиваются благодаря активной поддержке общественного движения «Патриот», возглавляемого Ибрагимом Гассиевым, и, вопреки стараниям кабинетных «пузочёсов», которым знакомы проблемы народа лишь из докладов советников.
До тех пор пока Таймураз Хугаев занимал пост генерального прокурора, все неудачи и промахи можно было списывать на него. Тут вспоминается знаменитая фраза Шурика из фильма «Кавказская пленница»: «А часовню — это тоже я развалил?». Для всех проворовавшихся чиновников и бизнесменов, «пилящих» республиканский бюджет, Хугаев был единственной преградой. Это по принципиальной позиции Хугаева на десятки казнокрадов и воров разных мастей и происхождения были возбуждены уголовные дела, которые сегодня рассматриваются совместно с Генеральной прокуратурой России.
Что интересно, все необходимые усилия для удаления с пути Хугаева приложил председатель контрольно-счётной палаты Батраз Таказов, который при власти Кокойты «стучал» на Бровцева и его команду. Он предоставлял сенсационные материалы проверок о выявленных нарушениях, а при Бровцеве посчитал своим долгом затравить Хугаева, как последнего человека из команды Кокойты, в угоду интересов Бровцева и его покровителей.
После ухода Кокойты заместителем Таказова был назначен «Челябинский», которому он с завидным рвением подготовил вакансию, приложив все усилия для увольнения заместителя контрольно-счётной палаты Батраза Келехсаева, после чего акты проверок и протоколы на людей из команды Бровцева исчезли. Сам Таказов прогнулся перед новым боссом до такой степени, что стал докладывать ему не соответствующую действительности информацию на Хугаева, добиваясь его отставки и убеждая в этом Бровцева.
Премьер неоднократно ставил вопрос о снятии Хугаева с должности. Тем не менее, депутаты парламента не пошли на поводу, не поддались давлению и не приняли отставку генпрокурора. Выполнив свою последнюю миссию, Таймураз Хугаев завершил своё дело. Он защитил свой народ от надвигавшейся угрозы срыва выборов, и достойно ушёл в отставку. Даже частицу подобного мужества до сих пор не смог найти в себе ни один из «иуд».
Что парадоксально, при отсутствии Хугаева, и с молчаливого согласия «крайне принципиальных» Валерия Валиева и Батраза Таказова, на должность министра строительства был назначен Рудольф Джиоев, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по факту хищения при выполнении строительных работ по восстановлению республиканской стоматологической поликлиники, а также Рудольф Цховребов, который возглавил один из ГУП по восстановлению дорожной инфраструктуры, в отношении которого ранее было также возбуждено уголовное дело по факту хищения, и находившемся в розыске, именно через них были проведены основные объёмы финансовых средств при «освоении» полученных трёх миллиардов в феврале 2012 г.
На недавнем совещании Бровцев публично заявил Таказову, что «его информация по поводу Хугаева не подтвердилась; доказательств „злодеяниям“ Хугаева не обнаружено, а также после увольнения Батраза Келехсаева, на котором вы настаивали и говорили, что он мешает вам работать, улучшений в работе вашего ведомства не наблюдается». Нужно было в тот момент смотреть на лицо Таказова, который смог промолвить лишь одну фразу: «Как мне после этого дальше жить в Осетии?» На что Бровцев ответил ему: «Вы же мне это говорили и настаивали на этом», после чего Таказов молча сел и опустил голову. Мог ли «стукачок» ожидать такого позора, ведь он думал, что верно служит своему господину, что тот никогда не даст его в обиду и не «сольёт» в угоду своим интересам?
«Да это мы всем рулим!»
Достаточно «иуд» сегодня и в стане кандидата в президенты Леонида Тибилова, набравшего в первом туре президентских выборов большинство голосов. Например, Владимир Келехсаев по кличке «Каркуша», владелец ресторана «Барс», в своё время с шиком принимал у себя в заведении наиболее высокопоставленных гостей президента Кокойты, лично справлялся о том, довольны ли гости сервисом.
В своё время Келехсаев получил три миллиона со спецсчёта для ребят из микрорайона Дргвис, принимавших активное участие по защите Южной Осетии от агрессии Грузии. «Каркуша», ни о чём не задумываясь, присвоил всё, ни копейки не передав действительно достойным и нуждающимся в этом людям, тем более что большинство из них попали под сокращение в министерстве обороны и не имели средств на содержание своих семей.
А во время ноябрьских событий Келехсаев становится уже одним из ближайших соратников Джиоевой. Дорвавшись до первых же переговоров с руководством республики и посредниками из Москвы по выходу из кризисной ситуации, Келехсаев моментально «кидает» Джиоеву и начинает убеждать переговорщиков в том, что именно он является лидером оппозиции и что «все стоят за ним». Келехсаев имеет много «достоинств». Об одном, думаю, стоит упомянуть — это способность в своих корыстных интересах клясться любому из кандидатов в безграничной преданности, что также он с особым рвением делал и при Чибирове и при Кокойты.
Не отличаются верностью и другие лица, изображавшие из себя надёжную опору Джиоевой. К таким персонажам относится и перебежчик Джемал Джигкаев, в настоящее время являющийся «хозяином» спецсчёта. Бедственное положение и здоровье многих жителей республики, тем не менее, не останавливает действующую правящую верхушку от швыряния денег спецсчёта направо и налево в стремлении «задобрить важных людей».
Вот, на днях премьер-президент Бровцев преподнёс своему советнику — одному из вчерашних лидеров оппозиции Джемалу Джигкаеву — автомобиль Тойота Лендкрузер. В ноябре прошлого года, говоря об Алле Джиоевой, Джигкаев с придыханием заявлял: «Она меня слушает, как я ей скажу, так и будет», или «я её сейчас успокою». По всей видимости, теперь его «слушает» Бровцев.
Ведя переговоры по прекращению акций протеста, ближайшие сторонники Джиоевой — Келехсаев, Зассеев и Джигкаев были готовы буквально разорвать её на части, претендуя на высшие государственные посты и каждый, убеждая при этом: «Да это я всё организовал», «Да это мы всем рулим! Да кто она вообще такая? Поймите, у неё женские возрастные проблемы». Эти «иуды» предали Джиоеву и пошли служить уже другим лидерам, как только перед ними замаячила перспектива возможности участвовать в выборах, списав Джиоеву и посчитав её битой картой, что ещё раз подтверждает правильность шагов Кокойты в ноябре, не допустившего эту шайку к власти. Ведь по факту не было никакой единой оппозиции. Это были разобщённые группы людей, стремящиеся «сесть» на потоки денежных средств, перечисляющихся из России на восстановление республики. Сегодня эти «группировки» примкнули в основном к Тибилову.
Есть и такие, которые ошиваются в стане Санакоева, не оставив своей главной цели — дорваться до власти любыми путями, ради наживы, а не ради интересов народа и будущего своей Родины. Следует вспомнить ещё несколько лиц, относящихся к категории «прилипал»-перебежчиков — это Элеонора Бедоева, Валерий Валиев и команда «руки вверх» — действующие члены совбеза, голосующие за все инициативы Бровцева, даже если они не конституционны, а также депутат парламента и директор цхинвальского хлебокомбината Вадим Цховребов по кличке «Булочка», который в течение одного дня мог поменять несколько штабов различных кандидатов, целью жизни которого является лозунг «как подороже себя продать». В народе шутят: первым его отцом был Илик, потом Джабе, а в настоящее время он в активном поиске очередного отца: то ли Харитон, то ли Гиви?
Я обратил внимание на высказывания многих цхинвальцев, которые с сожалением воспринимают предвыборные телевизионные дебаты, и, вспоминая выборы 2006 года, говорят: «Как жалко бы сейчас выглядели нынешние кандидаты, если бы в них участвовал Джабелич», и вспоминают того же Тибилова, набравшего тогда 0,9 процента голосов. А Кочиев вообще отказался от участия, несмотря на то, что ранее он ни разу не упускал возможности баллотироваться, почему-то в этот период куда-то неожиданно пропали его принципиальность и желание бороться за светлое будущее народа. И как смешно бы выглядел Медоев, получивший в ходе предвыборной кампании у народа прозвище «Самохвалов».
Переоценка ценностей
— Кого из кандидатов поддержите на предстоящих президентских выборах? — задал я свой вопрос Милене, педагогу одной из школ Цхинвала, которую остановил на улице возле магазина.
— То, как мы поступили с Джабеличем, ужасно. В ноябре я сама была на площади и поддерживала Джиоеву, — начала Милена.
— Подождите! Я имею в виду эти выборы, которые через неделю. За кого будете голосовать?
— «Тогда мы думали, что уход Кокойты решит все наши проблемы», — продолжала Милена, — И он ушёл. А проблемы остались. Жизнь не стала лучше, а наоборот, наше положение ухудшилось. Поэтому неделю назад я снова повесила на стену в гостиной портрет нашего президента.
— Какого президента? Бровцева? — удивленно спросил я.
— «Нет! Нашего настоящего президента — Эдуарда Джабеевича. И это сейчас делают многие. Пока у нас нет иного способа сказать, что мы ошибались в отношении него», — с заметной грустью в голосе заметила Милена.
Так и не добившись от моей собеседницы её предвыборных предпочтений, я обратил внимание на информацию о массовом «возвращении портретов», которую и до этого я неоднократно слышал, и действительно в этом убедился. Вот и продавщица Аза говорит, что сама видела, как отец её мужа повесил портрет Кокойты у себя на работе. Другой мой собеседник, покупатель магазина Олег, по форме которого легко догадаться, что он является военнослужащим, сказал буквально следующее: «А я и не снимал портрет нашего Эдуарда. Он как был для нас нашим народным вождём, так им и остался. В армии его не предали. И никогда не предадут. Тогда, зимой, многие наши ребята рвались на площадь, чтобы показать им кто здесь хозяин и что не весь народ с Аллой. Но нам объявили, что Эдуард просил своих сторонников не выходить на улицу, чтобы исключить возможные столкновения. Настоящий мужик он. Отказался от поста, не допустив кровопролития. Не думал о шкурных интересах, в отличие от тех, кто правит нами и тех, кто рвётся к власти сегодня».
Уход Кокойты с главного поста в стране открыл людям глаза на многие проблемы, которые до этого воспринимались несколько иначе. Активное возвращение доверия к ушедшему президенту, всё чаще звучащие призывы «Джабелич вернись!» говорят о полном провале компании по дискредитации Кокойты. А политика «задабривания», реализуемая сегодня недалёкими политтехнологами, могла бы сработать наверное где-то на западе, но только не в Южной Осетии.
Когда штаб кандидата Леонида Тибилова решил организовать массовое празднование юбилея своего кандидата, накрывая стол любому желающему, организаторы серьёзно просчитались. И даже не в том, что закон это деяние расценивает как подкуп избирателей. Просчёт махинаторов в том, что они не учли менталитет людей, которые живут на этой земле. Неужели политтехнологи и «иуды» думают, что осетинский народ можно купить или задобрить куском хлеба? Разве можно продать за еду или даже за дорогой автомобиль свой народ и свою землю? Конечно, есть такие мерзавцы, для кого это лишь вопрос цены, однако они всегда будут среди осетин в положении изгоев. Такие люди никогда не получат народной поддержки, потому что народ всё видит и знает.
Ну а сегодняшние «иуды» наверняка захотят с той же рабской покорностью служить и будущему президенту республики, не важно, кто им станет — Санакоев или Тибилов. Другое дело, захочет ли новый глава государства иметь в своей команде «прилипал»-перебежчиков, которые в любой удобный момент будут готовы предать, вонзив кинжал в спину.