Мифы это, пожалуй, одно из самых ярких оружий информационных войн. Ибо они создают репутацию, отмывание которой только укрепляет «запущенный» миф в сознании людей. В Древнем Китае существовала специальная служба, которая осуществляла «надзор за чистотой» истории (официальных мифов) и преследовала тех, кто искажал её. Провинившихся ждала ужасная казнь. Мифологизация - это политический инструмент и государствообразующая сила.
Наверное, более всего мифов родилось о Ближнем Востоке. Это не удивительно, поскольку там родилось всё. И именно там была построена Вавилонская башня, давшая начало разным этносам, разным языкам и разным мифам.
Миф №1. История арабов – это хроника диктатур
Наверное, мало кто знает про то, что Запад и Восток в веке этак ХI тоже принципиально отличались друг от друга. И если экономика Востока была рыночной, то Запада – натуральной. Если на Юге уже изучали звездное небо и античные рукописи, то на Севере – верховую езду и хождение строем.
Да, скажет скептик, в тьме веков, возможно, арабы были не темными. Но в нынешние времена… Давайте о веке ХХ.
Классический пример демократической арабской страны – Ливан, который до середины 1970-х годов называли Швейцарией Ближнего Востока. «Ливанская модель» государственного устройства(просуществовала, кстати, более полувека!) возникла в 1943 году, когда Ливан добивался независимости от Франции.
Для того, чтобы обеспечить равный доступ к верховной власти для всех религиозных конфессий, был введен следующий порядок: президентом страны должен быть христианин, премьер-министром – мусульманин-суннит, спикером парламента – мусульманин-шиит, а в правительстве имеют равное представительство и христиане, и мусульмане. По конституции, Ливан – парламентская республика. Христианские, суннитские, шиитские, и другие партии борются не друг против друга (это очень важно!), а за места в пределах заранее подготовленных конфессиональных квот.
Изначально демократическими были и антиколониальные и антифеодальные революции конца 1950-х – начала 1960-х годов в Египте и Тунисе, хотя в дальнейшем установление однопартийных режимов не без усилий, заметим, Запада, конечно, изменило характер новой государственности и привело к длительному застою в общественно-политической жизни.
Нынешние же революции, инициированные исламскими движениями, можно считать продолжением незавершенных преобразований, начатых полвека назад.
Миф №2. Все арабы – мусульмане
Все арабы едины в одном – они семиты. (Хотя, антиарабские настроения сложно назвать антисемитизмом, что с этнической точки зрения, выглядит несколько неоднозначно). Но мнение, что все арабы – мусульмане – неверно вдвойне. В пример достаточно привести народ Палестины, – часть которого католики, другая – православные, третья – мусульмане. Уникальное явление: при столь разной конфессиональности, палестинцы на удивление единый народ.
«Тысяча и одна ночь» - это собрание плутовских и воровских рассказов из Персии, а не образец исламской культуры, - знает на Ближнем Востоке любой
Страны Ближнего Востока – это колыбель трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. В Египте копты – египетские христиане (причем есть копты восточного обряда и копты-католики) – составляют около 10% населения страны.
Численность христиан разных конфессий в Ливане достигает 40% населения. Это и марониты, и православные греческого обряда, и католики, и протестанты. 10% населения Сирии – также христиане, еще около 10% – алавиты (религиозное направление, основанное на доисламских верованиях, смешанных с некоторыми канонами ислама и христианства).
В высокогорных районах Сирии сохранились древние монастырские комплексы и поселения, жители которых до сих пор разговаривают на диалектах древнеарамейского языка
В высокогорных районах Сирии сохранились древние монастырские комплексы и поселения, жители которых до сих пор разговаривают на диалектах древнеарамейского языка. Христиане Ближнего Востока объединены в целый ряд различных церквей – как православного, католического, так и местных конфессиональных направлений.
На Ближний Восток приходится только 20% всей мировой уммы, гораздо больше мусульман родом из Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии – 60%. А самая большая мусульманская страна мира – азиатская Индонезия (238 млн чел).
Миф №3. «Тысяча и одна ночь» – образец исламской культуры
«Тысяча и одна ночь» – это собрание колдовских, плутовских и воровских рассказов, порой весьма фривольного содержания. Большинство исследователей признает, что основу собрания сказок составляет арабский перевод сборника «Тысяча сказок» с персидского языка, сделанный приблизительно в IХ веке. А тот, в свою очередь, восходит к индийским оригиналам.
То есть не арабы сочиняли все эти истории, хотя они и добавили впоследствии некоторые рассказы. Но от этого «Тысяча и одна ночь», с ее коврами-самолетами и волшебными лампами, не становится образцом мусульманской литературы. Исламские богословы неизменно отзывались о сборнике с нескрываемым презрением, ссылаясь на безнравственность и разврат многих сказок. Арабские же ученые рассматривают сказки лишь как «уличную» беллетристику, не соответствующую канонам классической арабской литературы.
На Ближнем Востоке родилось всё. В том числе и мифы
Поэтому «Тысяча и одна ночь» – это, скорее, образец восточного фольклора, включающий самые разнообразные сказки, немало побродившие по миру и впитавшие мотивы индийского, иранского и арабского фольклора, фантастики и народного юмора.
Миф №4. Иерусалим – столица Израиля
Еще одна восточная сказка: Иерусалим – столица Израиля. В 1980 году Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим, оккупированный им в 1967 году, и объявил весь город своей столицей.
Однако международное сообщество, в том числе правительство США, никогда не соглашалось с этим решением. Совет Безопасности ООН в резолюции 478, принятой 14 голосами при 1 воздержавшемся, постановил не признавать Закон об Иерусалиме. Воздержались только США.
На самом деле, территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский законодательный совет – парламент Палестинской автономии. СБ ООН также постановил, что до выхода Израиля из Восточного Иерусалима все страны-члены должны вывести свои дипломатические представительства из города. За исключением нескольких государств Латинской Америки, все-таки признавших Иерусалим столицей еврейского государства, никто не стал располагать в Святом городе свои дипмиссии. Международные дипмиссии находятся в Тель-Авиве – тоже древнем палестинском городе Ум аль-Рабия. В переводе с арабского это звучит очень поэтично – Мать весны.
Древнейший город Ближнего Востока - Дамаск
Миф №5. Арабская весна – плод интернет-технологий
В событиях арабской весны журналисты, да и ученые-политологи, главную роль отдают «чудодейственной» силе социальных сетей Facebook и Twitter. Мол, новые технологии пришли в «отсталый» исламский мир, перевернули сознание полудиких аборигенов и подвигли массы на бунт. А без этого Facebook’а и Twitter’а арабы как терпели, так и продолжали бы терпеть своих тиранов.
Конечно, интернет-технологии сыграли важную роль для консолидации оппозиции. Виртуальное пространство уничтожило монополию авторитарных режимов на информацию, что, в конце концов и привело к крушению мифов и диктаторов.
Однако те, кто преувеличивает чисто технологическую сторону дела, искажают реальную сущность арабской весны – людей. Так, в Египте «Братья-мусульмане» в течение долгих лет пытались изменить диктаторский характер режима Мубарака. То же самое можно сказать и о Тунисе, с той лишь разницей, что в этой весьма благополучной по африканским меркам стране падение уровня жизни и экономический кризис воспринимались особенно болезненно – тунисцы плохо жить не привыкли.
В Ливии же на все это наложились особые межклановые и межплеменные противоречия. Словом, Интернет стал способом прихода Арабской Весны, но вовсе не ее причиной. Известно, одна ласточка, пусть даже такая как Twitter, весны не делает.
К тому же, в Египте, Тунисе и Йемене лишь небольшая часть населения имеет доступ к Интернету, а на время беспорядков правящие режимы практически отключали Сеть и ограничивали мобильную связь.
Однако это ни на минуту не остановило движение к свободе.