Относительно спокойная Карачаево-Черкесия в эти дни привлекла к себе особое внимание экспертов и журналистов. Новые обстоятельства в делах об убийстве известных общественных и политических деятелей, а также скандальное интервью сенатора Вячеслава Дерева существенно повысили накал страстей в республике.
В среду появилась информация, что по подозрению в соучастии в убийстве депутата народного собрания Карачаево-Черкесии Ислама Крымшамхалова бывший глава Карачаевского муниципального района республики Дахир Эльканов помещен под домашний арест. Об этом журналистам сообщил старший помощник руководителя регионального управления СК Сергей Шуваев.
По его словам, экс-глава Карачаевского района Дахир Эльканов по решению суда с 21 марта находится под домашним арестом. «Эльканову предъявлено обвинение по статье об убийстве. Если вина подозреваемого будет доказана, ему грозит до 20 лет лишения свободы», – пишет РИА «Новости».
Однако позже Следственное управление СКР по Карачаево-Черкесии опровергло собственное сообщение. Как оказалось, Эльканов подозревается в пособничестве в покушении на другое убийство. «По уточненной информации, экс-глава Карачаевского муниципального района подозревается в подстрекательстве и пособничестве в покушении на убийство заместителя руководителя управления Федерального казначейства по КЧР Натальи Нагорновой, совершенном в октябре 2008 года», – отметил Шуваев.
Родственники погибших, а также известные общественные и политические деятели Карачаево-Черкесии прокомментировали ситуацию «Кавказской политике».
Хаджимурат Крымшамхалов, брат убитого Ислама Крымшамхалова:
-Я разговаривал с представителями следственного управления. По делу об убийстве Фраля Шебзухова есть задержанные, они называют заказчиков.
По делу моего брата называют некоего Гочияева, который является исполнителем, а заказал убийство Дахир Эльканов, бывший глава Карачаевского муниципального района. У моего брата были натянутые отношения с ним, он частенько говорил, что нет такой подлости, которую он не совершит. Эльконова задержали, но потом оказалось, что не по делу Ислама, а по другому преступлению – он подозревался в пособничестве в покушении на убийство заместителя руководителя управления Федерального казначейства по КЧР Натальи Нагорновой. Он находится под подозрением, но суд не дает санкцию на его задержание. 21 марта суд приговаривает его на время следствия к домашнему аресту. Это в Америке есть домашний арест, где подозреваемому на ноги надевают браслеты, информацию с которых считывает компьютер. Но у нас нет таких условий и техники. Эльканов был изолирован от следствия, ему создали комфортные условия. Скорее всего, он ничего не скажет, кому охота наговаривать на себя и на сильных мира сего.
Меня удивляет позиция прокуратуры, они выступают не как обвинители, а как адвокаты. Прошла информация, что сотрудники следственного управления сняли Эльканова с трапа самолета, хотя в 2 часа он должен был явиться на допрос. Это уже есть основание для ареста, но этого не произошло.
Аслана Жукова, Фраля Шебзухова и моего брата убили члены одной группировки. Говорят, они раньше занимались угоном автомобилей, а сейчас переквалифицировались в убийцы. Это целая сеть, она организована так, что далее трёх человек по цепочке никто никого не знает. Как в фильмах – если один провалится, он может потянуть за собой только двоих.
Я уверен, что следствие идет по правильному пути. Предполагаемых заказчиков мы называли три года назад. Это политическое убийство, а не бытовое или на почве ревности. Его убили политические враги. Наверное «наверху» произошли какие-то изменения, и кому-то стало выгодно раскрыть эти преступления и «свалить» кого-то из властных кресел. Это хорошо.
У меня нет никаких политических или меркантильных интересов, я не ищу никакой выгоды. Моего брата убили после того, как пошли слухи об его возможном назначении главой администрации главы республики, а Фраля после того, как пошли разговоры, что он может быть назначен главой правительства.
Ислама убили перед выборами депутатов Народного собрания. Он противостоял тому, чтобы в законодательный орган вошли одиозные люди. Но после убийства они все же стали депутатами.
Иналь Гашоков, заместитель Председателя Думы муниципального образования г.Черкесска, член Совета старейшин Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа:
- Я не хочу обсуждать слухи, сейчас идет следствие, кроме официальной информации следственного управления других данных у меня нет. К сожалению, республика живет слухами и сплетнями. Называют одни фамилии, другие, третьи, но все это домыслы.
На днях суд выпустил обвиняемого по делу об убийстве Аслана Жукова, следствие посчитало доказательную базу слабой и его признали невиновным. Я общался с черкесами, некоторые из них называют это победой, они уверены, что на парня хотели повесить это дело. Я сам журналист и на днях задал вопрос главе республики по поводу расследования убийства Ислама Крымшамхалова и Фраль Шебзухова, он ответил, что следит за следствием, но в его ход вмешиваться не будет.
По поводу убийства Ислама Крымшамхалова – я был с ним знаком, он был хорошим человеком. Люди говорят, что к его убийству причастен Белый дом, но никаких доказательств нет. Про Аслана Жукова говорят, что его убил известный в республике человек, но это тоже слухи. Одно я могу сказать точно – мы дойдем до правды.
Ситуация в республике сложная. После освобождения обвиняемого по делу Жукова прошел митинг. У меня лично складывается ощущение, что за всеми этими тремя преступлениями стоят одни и те же люди, которые боятся, что следствие установит истину. Конечно, если в следствие вмешаются сильные люди из Москвы, может тогда истина и будет установлена. Но сегодня я могу уверенно говорить, что следствие идет неоправданно медленно.
Да, республика живет сплетнями, но мы не можем просто так кого-то обвинять. Но общественность в республике настроена довести дело до конца, об этом же говорит глава республики. Кто бы не стоял за этими делами, они будут доведены до конца.
Тимур Жужуев, председатель молодежного «Адыгэ Хасэ»:
По Шебзухову есть задержанные, они дают показания, но информации очень мало.
Но если провести аналогию с убийством Аслана Жукова, по которому на днях подозреваемый был отпущен (потому что суд доказал, что он не виновен и дело спустили на уровень бытового конфликта), то мы боимся, что дело по Шебзухову тоже будет спущено на бытовой конфликт. Фраль был очень известным уважаемым в республике человеком, являлся советником главы республики. Но у общественности нет информации по ходу расследования дела.
Жанна Шебзухова – вдова Фраля Шебзухова:
- Я надеялась, что следствие будет сообщать мне о каждом своем шаге, но это не так. Следствие ко мне ни с какими вопросами не обращается. Я сама знаю только то, что пишут в Интернете, что говорят люди. Ничего другого, никаких деталей мне не известно.
Мурат Гукемухов, независимый эксперт, журналист:
- Сейчас есть только слухи. Якобы среди подозреваемых в убийстве Шебзухова названы люди у власти. Но пока говорить о чем-то конкретном еще рано.