В Таджикистане, за счёт привлечения огромных пожертвований построен Исламский университет, в каждой области республики есть медресе, где верующие, в особенности молодежь, могут получить религиозное образование. Однако желающих уехать учиться в теологические центры за границей с каждым годом становится всё больше. В чём причина? В том, что имеющиеся учебные заведения не в силах принять всех желающих? Или в низком качестве преподавания, которое может предложить таджикская система религиозного образования?
Оба утверждения верны, и их, в числе прочих, можно отнести к причинам, из-за которых выезжающих для получения качественного религиозного образования за рубежом, становится всё больше. Во-первых, преподаватели в университете и медресе, зачастую сами являются выпускниками этих же заведений, имеющих некоторый опыт работы в местах отправления культовых обрядов, без улучшения базы знаний в этой области. Директорами религиозных учебных заведений назначают, руководствуясь разными, в том числе кланово-племенными, местническими приоритетами. Те, в свою очередь, берут на работу по тем же принципам, в результате чего уровень преподавания, санитарно – гигиенического состояния помещений, регистрация взносов и уплата налогов от полученных за образование средств от слушателей находится в весьма и весьма плачевном состоянии. Надзорным органом по делам религии при Кабинете Министров Республики Таджикистан была инициирована проверка религиозных учебных заведений и проведение аттестации среди преподавателей и слушателей, которая выявила недостаточный уровень знаний у более чем половины опрошенных.
Во-вторых, в результате тяжелейшего и не прекращающегося экономического кризиса, в котором республика оказалась после провозглашения независимости, затраты на достойную социальную защиту населения уже двадцать лет не могут найти себе места в государственном бюджете страны. В республике царит ужасающая бедность, лишь два процента приближённых к власти населения имеют высокие доходы, остальные таджикистанцы живут впроголодь или на то, что зарабатывают их родственники в России, Казахстане и других странах. В стране коммунальный ад: электричество дают не более двух часов в сутки, газа вообще нет, для отопления домов приходится валить деревья в городских парках и вырубать даже заповедные леса. Вполне естественно, что люди начинают обращаться к духовному началу, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Верующих становится в разы больше, чем это было в начале 90-х годов прошлого столетия. Многие из них желают учиться, однако правительство, несмотря на огромные пожертвования из разных государств и бюджетные вливания, так и не создало эффективной и достаточно квалифицированной системы религиозного образования в самой стране.
Итак, созданных в Таджикистане религиозно-образовательных возможностей не хватает, да и те, что есть, не устраивают население из-за низкого уровня преподавания. С другой стороны, правительство запретило выезд за границу с целью обучения в теологических центрах. Парадокс, который, в полном соответствии с законами экономики, стимулировал высокий спрос и низкое предложение, породившее дефицит на рынке предоставления религиозно – образовательных услуг. Теперь каждый в Таджикистане, кто хоть немного связан с этой сферой и имеет определённые возможности, налаживает бизнес по отправке желающих на учёбу в заграничные религиозно-образовательные центры.
В различных регионах Таджикистана появилось множество туристических фирм, предоставляющих услуги по нелегальному выезду граждан на обучение в теологические центры ИРИ, Пакистана и стран Аравийского полуострова. Основная часть верующих из Таджикистана выезжают без оформления соответствующих документов, через Киргизию, Казахстан и Российскую Федерацию. Не только турфирмы, но и частные лица занимаются бизнесом, причиной появления которого стала неповоротливость государственной машины. Молодежь из Пенджикентского и Айнийского районов, желающие выехать на учёбу за границей предпочитают обращаться к наибу имам-хатиба мечети в селе «Рашнаи-паён» Пенджикентского района Сайфулло Кулову. Он организовывает отъезд через территорию РФ. Далее, в городе Уфа Башкортостана, их встречает Хабибулло Кулов, который после оформления необходимых документов отправляет абитуриентов авиарейсом до места назначения. За оказание услуг по отправке на учебу Сайфулло получает по 2 тысячи долларов США с каждого, в 2011 году, им отправлено на учёбу более 10 граждан Таджикистана в возрасте 18-25 лет.
Некоторая часть официального духовенства республики также участвует в организации образовательных поездок для желающих. Известно, по крайней мере, о 20 представителях действующих и зарегистрированных учреждений, которые занимаются предоставлением таких услуг. В частности, имам-хатибы мечети населённого пункта Сангоба Шаартузского района А.Меликов и мечети населённого пункта Навобод Джамийского района Ф.Диноршоев занимаются отправкой соотечественников на учебу в клерикальные учебные центры Афганистана и Пакистана.
Руководство республики, несмотря на потраченные международные гранты, благотворительную помощь и бюджетные средства, не создало адекватной и конкурентоспособной системы религиозного образования в рамках собственных границ. В органах управления по делам религии царит коррупция и взяточничество, в то время как молодёжь вынуждена преступать таджикский закон и уезжать для учёбы за границу, где уровень образования выше, хотя, что и беспокоит бездарное таджикское правительство, в некоторых случаях, несколько не соответствует конституционным нормам республики. Пока существует запрет, дефицит будет возрастать. Ответственным за религию в республике нужно либо экстренно улучшать собственную сферу религиозного образования, либо тщательно изучить заграничные религиозные учебные центры. По результатам изучения, сформировать список теологических учреждений, обучение в которых можно разрешить при условии пользования услугами государственных туристических агентств.