События

ПАСЕ обсуждает запрет мусульманской литературы в России

20 марта 2012 года директор центра "Сова" Александр Верховский выступил с речью на заседании Комитета по равенству и недискриминации Парламентской ассамблеи Совета Европы. Мы публикуем перевод этого выступления на русский язык.

Уважаемые депутаты, дамы и господа!

Я благодарен за возможность выступить на этих слушаниях.

Наш информационно-аналитический центр «Сова» ведет в России мониторинг и исследования в таких сферах, как преступления ненависти, язык вражды, радикальный национализм, противодействие этим явлениям, злоупотребления, возникающие при этом противодействии, а также проблемы свободы совести. На своем сайте мы публикуем результаты ежедневного мониторинга по России, наши доклады и выступления. И сейчас я хотел бы поделиться некоторыми результатами.

Расизм и дискриминация являются серьезными проблемами современной России, хотя сами эти термины в стране очень непопулярны, а антидискриминационное законодательство крайне слабо и неэффективно.

Свои краткие выводы на эту тему представил Антидискриминационный центр «Мемориал» из Санкт-Петербурга, см. в представленных материалах. Для тех, кто читает по-русски, я привез более подробные их материалы.

Россия систематически отвергает рекомендации создать комплексное антидискриминационное законодательство, утверждая, что изолированных норм, разбросанных по разным законам, достаточно. Но это, очевидно, не так.

Механизмы дискриминации в России изучены плохо. Гораздо лучше изучен российский расизм, который у нас обычно называют этнической ксенофобией. Согласно данным Левада-центра, с начала века около 55% граждан стабильно поддерживают довольно жесткие дискриминационные лозунги. Эта ксенофобия сфокусирована на выходцах с Северного Кавказа и на «нелегальных иммигрантах из стран СНГ», фактически – с Южного Кавказа и из Центральной Азии. И антиммигрантские настроения постепенно замещаются антикавказскими, особенно среди молодежи.

Власти в течение 2000-х годов по-разному реагировали на активность националистов и на все более настойчивый поворот общественного мнения в сторону острой проблематизации этнической тематики. И все это время официальный дискурс складывался из двух компонент. Первая – противодействие экстремизму. Этот дискурс защиты власти и подавления политических оппонентов любого рода тесно связан с соответствующим законодательством и его весьма проблематичным применением. Вторая компонента – разрешение «межнациональных конфликтов», была унаследована еще с советских времен. Здесь важна сама идея конфликта, который подразумевает некие этнически организованные стороны. Ситуация нападения десятка идейных расистов на одного или двоих прохожих, таким образом, резко повышается в статусе и имплицитно предполагает необходимость переговоров между соответствующими «этническими сторонами». Этот дискурс контрпродуктивен и вытесняет дискуссию на такие темы, как дискриминация, интеграция, равноправие и т.д.

После расистских беспорядков в Москве в декабре 2010 года были предприняты попытки сформулировать новую политику в этой сфере, но вскоре эти попытки были забыты. Видимо, потому, что новых беспорядков не происходило. Владимир Путин снова обратился к теме этнической политики в период президентских выборов, и выступил с довольно противоречивыми предвыборными предложениями. Но комментировать их преждевременно, так как пока трудно сказать, вспомнит ли он о них после выборов.

Годами российские правозащитники говорили об огромном количестве преступлений ненависти, о безнаказанности этих преступлений, о неправильной их юридической квалификации в тех случаях, когда преступления раскрывались. Я очень рад заявить, что в этом отношении в последние три года достигнут значительный прогресс. Если вы посмотрите на представленные нами таблицы преступлений ненависти и уголовных преследований за преступления ксенофобного характера, то увидите, что худшим годом был 2008. Тогда мы насчитали 116 убитых в результате расистских нападений и около 500 серьезно избитых или раненых. В 2011 году мы знаем о 21 убитом и около 150 серьезно пострадавших, хотя эти данные еще будут пополняться. Конечно, наши данные далеко не полны (а официальной статистики не существует), но динамика очевидна.

И причина ее также очевидна из тех же таблиц: самих преступников стали гораздо чаще отправлять за решетку. Если считать только тех, кто был не просто осужден, но осужден именно за преступления ненависти, то мы увидим, что до 2006 года их количество исчислялось десятками, а в 2010 году было осуждено около 300 человек. И даже на фоне снижающейся расистской преступности в 2011 году за насильственные преступления ненависти было осуждено почти 200 человек.

Конечно, уровень расистского насилия все еще неприемлемо высок, но власти продемонстрировали, что при наличии политической воли даже такая запущенная проблема может довольно успешно решаться.

К сожалению, все эти положительные оценки не относятся к преследованию языка вражды (пропаганды ненависти). Количество приговоров, как вы видите в таблице, довольно уже велико – около 70-80 человек в год в последние три года. Но большинство их выносится по незначительным эпизодам типа рисования на заборе или комментариев и размещения видео в социальных сетях. Это правоприменение неизбежно оказывается вопиюще избирательным и спорным. Случаи же наказания людей, систематически занимавшихся действительно опасным подстрекательством, единичны.

Качество преследования пропаганды ненависти дополнительно снижается из-за низкого качества соответствующих статей законодательства, основанных на законе «О противодействии экстремистской деятельности». Претензии к законодательству в этой сфере излагались уже не раз. Главная проблема – туманность и чрезмерная гибкость определения экстремистской деятельности в законе «О противодействии экстремистской деятельности». В определении отсутствуют родовые признаки; вместо них используется список видов экстремистской деятельности, который легко поменять, и его уже дважды меняли. Этот список включает в себя не только весьма опасные деяния, такие как попытка переворота, терроризм, преступления ненависти, но и действия, описанные слишком неопределенно и, вполне возможно, не представляющие существенной общественной опасности. Это относится и к одному из ключевых элементов определения - «возбуждение национальной, расовой, религиозной, социальной розни», именно розни – не ненависти и не вражды.

Широко известны преследования некоторых политических и гражданских активистов с использованием этого законодательства. Много проблем с антиэкстремистским законодательством возникает у масс-медиа. В стране существует список запрещенных книг, листовок, фильмов, сайтов и т.п., и он уже перевалил за тысячу пунктов. Соответственно, проблемы возникают и у библиотек, в которых есть книги из этого списка. Общее впечатление – это законодательство превратилось в весьма популярный репрессивный инструмент, но используется он по преимуществу без всякой разумной цели.

Тот факт, что понятие «экстремизм» включает в себя крайне опасные деяния, подстегивает правоохранительные органы ко все более активной борьбе с ним. Но в то же время остается и возможность свести эту борьбу к наименее опасным, а то и вовсе безопасным для общества действиям, которые формально подходят под определение экстремизма. Кстати, с такими действиями и легче «бороться», улучшая отчетность. Зачастую правоохранительные органы предпочитают поступать именно так.

Помимо многочисленных нарушений прав человека, злоупотребления в сфере противодействия экстремизму дискредитируют в глазах общества правоприменение в этой области в целом, включая вполне правомерное и действительно необходимое. И этот эффект стал особенно заметен в ситуации массовых протестов нынешней зимой.

Видимо, наиболее значительной частью пострадавших от неправомерного применения антиэкстремистского законодательства являются различные религиозные течения, по тем или иным причинам не одобряемые властями. Так что религиозная дискриминация является одним из результатов неправомерного применения антиэкстремистского законодательства.

Определение экстремизма, включающее в себя такие понятия, как «религиозная рознь» и «утверждение религиозного превосходства», идеально подходит для преследования практически любых религиозных деятелей, равно как и критиков религии. Среди доступных вам материалов есть мои более подробные объяснения, озаглавленные «Legal and pseudo-legal basis for misuse of anti-extremism law enforcement related to religion». Поэтому я остановлюсь только на новейших тенденциях в этой области.

Наибольшее беспокойство вызывает размах преследований последователей турецкого суфийского мыслителя Саида Нурси. Хорошо известно, что идеи Нурси не имеют ничего общего с насилием, религиозной ненавистью, с «исламским терроризмом» в обычном смысле этого слова. Тем не менее, книги Нурси запрещены в России как экстремистские, несмотря на громкие протесты мусульманских лидеров и уважаемых религиоведов. Есть также решение о запрете организации «Нурджулар», хотя такой организации не существует, это просто название всех последователей Нурси. И вот за 2011 год за членство в этой «организации» осуждено не менее 9 человек, и еще несколько дел расследуется.

Другие религиозные течения подвергаются менее суровым санкциям, но давление все время возрастает. Например, запрещены как экстремистские две местные организации Свидетелей Иеговы, а также множество их публикаций. Как и в случае с последователями Нурси, Свидетелям Иеговы предъявляется одно обвинение – в утверждении превосходства собственной веры. В стране расследуется 9 уголовных дел в отношении Свидетелей Иеговы.

Все эти проблемы волнуют не только нас, но и многих в России. Надо добиваться прекращения произвольного применения этого законодательства. Но мы уверены, что этого не удастся добиться, пока не будет исправлено само законодательство.

Сравнительно легко было бы переформулировать определение экстремистской деятельности, сфокусировав его на деяниях, так или иначе связанных с насилием. Это само по себе привело бы к резкому сокращению злоупотреблений. Кроме того, удалось бы, наконец, направить ресурсы правоохранительных органов на действительно опасные проявления неонацизма и других радикальных политических течений. Мы предлагали Президенту соответствующий проект в 2011 году и будем снова и снова пытаться предлагать его в дальнейшем.

И мы надеемся вовлечь Совет Европы в обсуждение этих проблем.

Спасибо за внимание.

Автор: Александр Верховский
Комментарии 22
  • Кажется, статья оборвана на половине?
    (5146)
    26 марта'2012 в 19:55
    • Arslan, всё верно) перейдя по источнику, там идёт речь далее про определение экстремизма с выводами
      (436)
      26 марта'2012 в 20:06
      • Прискорбно, что не мусульмане, не исламские правозащитные центры России имеют миллионые долларовые гранты с Фонда поддержки исламской культуры, образования и науки, не с Евросоюза, и не мусульмане России выступают с трибуны ПАСЕ.

        Прискорбно, что мы вынуждены давать материалы с реверансами в сторону мусульман (потому что невозможно не давать уж совсем о фашизме в отношении мусульман, как никак денежки европейцев) еврея Верховского, который в Москве на конференции "ЕС и мультикультурализм в СМИ" выступал с очернением мусульман с нетерпением отнесшихся к карикатурам пророка Мухаммада -якобы "карикатуры на пророка- это простое выражение взглядов, в то же время мусульманам такой подход в принципе не понятен, отчего дикие демонстрации и подобные явления".

        Александр Верховский - якобы правозащитник, проповедует в своих выступлениях понятия "правомерность применения закона Об экстремизме" и неправомерное применение закона Об экстремизме. Т.е. он в принципе не против этого гнуснейшего закона, направленного на 99 процентов против мусульман. Но выступает "против в иных случаях неправомерного применения акона..."

        Известный правовед Сергей Анатольевич Бурьянов однозначно много лет утверждает и не устает повторять, но его не приглашают на международные конференции Евросоюзов и прочие трибуны, где он может сказать с фактами на руках:"Закон Об экстремизме изначально преступен и целиком был направлен на репрессии мусульман". Верховский же не против репрессий мусульман, но против чрезмерных репрессий.
        (-38)
        26 марта'2012 в 20:46
        • Халида, посмотрите что пишет Ирек Биккинин: "Мы до суда довели не одно дело, а 12. Мусульмане обвиняли Фагима Шафиева и его приспешников в побоях, похищении человека, самоуправстве, клевете, распространение сведений, не соответствующих действительности и т.д. До Верховного суда довели одно гражданское и одно уголовное - по одному, лишь чтобы убедиться, что будет. И гражданское дело и уголовное рассматривали судьи Верховного суда, которых я хорошо знаю и которых уважал за их поведение на судах. Но тут, на этих судах против фагимовцев, были опущенные глаза этих судей и их тусклые голоса. Стало ясно, что если ОНИ загнули самых-самых судей ВС РМ, то уж остальных нагнуть им ничего бы не стоило. Мы пошли другими путями - но тоже правовыми. В чем-то преуспели, например, вернули ранее захваченную махаллю и мечеть в Татарской Тавле. Фагим Шафиев тайно организовал вторую религиозную организацию в селе, где среди учредителей было 7 человек, которые вообще ничего не знали о том, что они что-то там научредили. Двое из этих как бы учредителей написали по этому поводу в прокуратуру, но воз и ныне там. Были написаны заявления в управление Минюста РФ по РМ, но там не находят основания для отмены регистрации данной организации и т.д. За 2011 год написано свыше 20 заявлений в различные инстанции. Все тормозится, все отменяется, не находится основания для возбуждения дел и т.д. Неважно, что из 10 учредителей 7 не являются учредителями, неважно, что нагло и многократно применялись фальшивые подписи, недействительные печати, поддельные документы и т.д. Против Фагима Шафиева в Мордовии никто и ничего пока не выигрывал. Причина проста - к судьям, прокурорам (не знаю, ко всем ли, но к некоторым - это точно, с их слов) приходят люди из мордовских спецслужб и настоятельно "рекомендуют"."
          (5146)
          26 марта'2012 в 22:35
          • Arslan, я не очень понял, как относится к теме публикации мой ответ Елизавете?
            (419)
            26 марта'2012 в 22:48
            • Ирек, это очень важная информация. Если оформите это в виде статьи, будет очень хорошо. Ваш этот комментарий имеет отношение к статье и к комментарию Халиды ханум в том, что ярко показывает сегодняшнюю политику властей в отношении Ислама.
              (5146)
              26 марта'2012 в 23:10
              • Ирек Биккинин ничего нового мне не сказал. Он лишь повторил то, что уже давно известно всем нам мусульманам России. Руками продавшихся за тридцатть сребренников (якобы в Исламе "предводителей и хозяев жизни - мужчин"), самовлюбленно прыгнувших из грязи в князи, называющих себя "хазратами", власть, спецслужбы целенаправленно проводят линию противостояния одних мусульман против других.

                Если загибают всех нас мусульман России - значит мы сами то кто? Толерантные импотенты. И ничего против властей сделать не можем. Власть повсеместно харкает на принятые законы, а мы - "не ходить на кяферские выборы", "не ходить на кяферские митинги протеста". Так соберите в конце концов хоть один стоящий некяфирский митинг в Москве. Не с лозунгами тошниловскими "Ислам против терроризма", а против тысячных преступлений властей, его антиисламской политики государственной. ХОТЬ ОДНО, ЕСЛИ ВЫ МУЖИКИ, ОРГАНИЗУЙТЕ! МУСУЛЬМАНЕ ЕСТЬ, МУЖИКОВ-МУСУЛЬМАН В МОСКВЕ НЕТ. Мужчины из татарского Ватана пытались сколько раз проводить против репрессий мусульман, так сколько выходят на эти пикеты? 4-7 человек из всей Москвы. Власть поняла, что можно с ними не считаться и вообще уже не дает им разрешения на проделение митингов или пикетов.

                Все эти хождения по судам без общественной публичной поддержки на улицах и площадях - не принесет нам никаких результататов. Как вытирали об нас ноги -так и будут вытирать.
                (-38)
                26 марта'2012 в 23:10
                • Arslan, спасибо! Сейчас исправим...
                  (15095)
                  26 марта'2012 в 23:18
                  • Халида, то есть вы считаете, что тем, что мы в Мордовии продолжаем ходить по судам, мы не добьемся ничего и они будут продолжать вытирать об нас ноги?
                    (419)
                    26 марта'2012 в 23:25
                    • В суды нужно обязательно ходить!!!
                      (5146)
                      26 марта'2012 в 23:26
                      • Arslan, я уже ответил Елизавете, отвечу тем же и вам: я удивлен, что вы не слышали о деяниях Фагима Шафиева, сопредседателя РАИС, председателя Центрального ДУМ РМ, члена Общественной палаты РФ, которого выращивали, чтобы сделать большим мусульманским начальником. Почитайте по этим ссылкам (правда, длинно и эмоционально):
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38536&q=mes
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=34076&q=mes&pp=2
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38667&q=mes
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38843&q=mes&pp=2
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38912&q=mes&pp=2
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38849&q=mes&pp=2
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38867&q=mes&pp=2
                        http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=38844&q=mes&pp=2
                        (419)
                        26 марта'2012 в 23:27
                        • Ирек, откуда нам сышать? Информации много, будем надеяться, что вы просветите нас в этом вопросе на этом сайте. Рэхмэт за ссылки!
                          (5146)
                          26 марта'2012 в 23:28
                          • Arslan, спасибо за моральную поддержку:)
                            (419)
                            26 марта'2012 в 23:31
                            • Irek Bikkinin, Со своей стороны хочу заметить, что меня тоже очень заинтересовал этот вопрос. Столько исков и всё вхолостую. Непонятно чем так важен этот человек, что его до сих пор не принесли в жертву и не отказались от него. Я тоже почитаю Ваши ссылки. А сейчас какой-либо иск в отношении него, инициированный вами рассматривается в суде?
                              (1890)
                              26 марта'2012 в 23:35
                              • Elizaveta, судя по словам Ирека, то выходит что тем-сами-знаете-кем этот человек выгоден и важным как смутьян, вносящий в окружающее его разброд и зачинающий "хаос" там, с чем соприкоснётся. Про подобные персоны всегда будет актуальна сказка Салтыкова-Щедрина о ретивом начальнике :)
                                (436)
                                26 марта'2012 в 23:41
                                • murza, ну если за ним ведётся настоящая "охота на ведьм", то легче отказаться от него и привлечь кого-нибудь "чистенького" и не замаранного таким вниманием, а следовательно уже дискредитированного. Вот мы с Вами. Мы ешё не знаем кто он вообще такой, но его имя уже воплощает образ "плохого человека".
                                  (1890)
                                  26 марта'2012 в 23:46
                                  • Елизавета, ну если он член РАИСа, то это уже о многом говорит.
                                    (5146)
                                    26 марта'2012 в 23:51
                                    • Elizaveta, в "стране зазеркалий" чистота репутации и чести у персон официального ранга давно ничего не значит)
                                      (436)
                                      26 марта'2012 в 23:57
                                      • murza, они видимо думают, что раз они носят чалму то путёвка в Рай у них в кармане.
                                        (1890)
                                        27 марта'2012 в 00:05
                                        • Elizaveta, есть иски по отношению к земельному участку под мечетью в селе Аксеново, которую этот человек захватил, не имея никакого отношения к его строительству, и по земельному участку под мечетью села Татарская Тавла. Это участок тайно от всех был отдан бывшим главой Лямбирского района Альмяшевым зарегистрированной 17.02.2011 второй религиозной организации с фальшивыми учредителями в аренду на 11 месяцев, для того чтобы оформить право собственности на здание мечети, которое было построено нашей махаллей, обслуживается, содержится и используется нашей махаллей. На стороне Фагима Шафиева играет и администрация района, и администрация села, снабжая его организацию нужными фальшивыми и нефальшивыми документами.
                                          (419)
                                          27 марта'2012 в 06:55
                                          • Ирек, если власть хочет видеть Фагима -пусть он с ней и встречается и работают эти два лица лица друг с другом.

                                            Если исламские лидеры отвернутся от Фагима, если народ отвернется от Фагима, т.е. не будут его приглашать на все мероприятия мусульман как общественно-публичные, так и на личном уровне, не будут зариться на его иудские сребренники, то власть будет вынуждена считаться с мнением большинства мусульман, а не кучки в 10-20 человек, оплачиваемых в той или иной форме слуг Фагима.

                                            У нас же что получается? На словах все говорят, да он сволочь, да он Иуда, да он предатель интересов мусульман и Ислама, а в это же время многие мусульмане подают руки Фагимам, встречаются с ним, ходят на мероприятия с их участием или даже организуемым Фагимами. Мы сами, своими руками создаем легитимность деятельности Фагимов. А врагам мусульман и Ислама этого только и надо.

                                            Давайте оглянемся и посмотрим кто способствует деятельности предателям интересов мусульман. Прежде чем заводить списки исламофобов России, давайте заведем первоначально список тех, кто стоял у истоков поощрения деятельности предателей мусульман, кто сегодня является пособником подрывной на иудские деньги деятельности Фагимов, Хузиных, Раевых, Салманов, Рахимовых, Файзовых, Валиуллиных...

                                            Если кто видел видеоролик на исламньюс о мероприятии Хузина недавно в Перми, то я соглашусь с комментарием одним "колхоз". Со своей стороны добавлю. Вот если бы все мусульмане проигнорировали мероприятие Хузина, нас можно было бы начать уважать. Пусть бы там сидел междуусобчик: Хузин, Салман, Сикорский, Гришин, владыка Пермский.

                                            Хотя так и было. И еще немного татарской самодетельности в виде песен и танцев. Татарский быдловский колхоз, хотя одно исламское электронное издание дало мероприятию название "Пермь побудет столицей мусульманского мира". И сама же всем составом побежала к Хузину. А о единстве исламского мира как любим рассуждать...!!! Хлебом нас не корми.

                                            Извините за пространность.
                                            (-38)
                                            27 марта'2012 в 12:20
                                            • Халида, да, вы правы. Я могу только добавить, что, зная Фагима близко, я могу утверждать, что он из вашего списка самый опасный для ислама, так как у него есть способность (данная, видимо, шайтаном) "убалтывать" людей. Главный его недостаток в глазах его хозяев - это что он иногда срывается и его, что называется, "несет". Что касается "принести его в жертву" и сменить на менее "одиозного", у нас в Мордовии сложилось мнение, что его действительно хотели бы принести в жертву, но руками мусульман. Но, иншаллаh, от нас этого не дождутся.
                                              (419)
                                              27 марта'2012 в 14:12