Южная Африка, где насчитывается более 40 миллионов человек населения, 11 национальных языков, 9 провинций, простирающихся от жарких пустынь до саван и заснеженных горных вершин, является настоящим воплощением разнообразия. Самая большая ценность страны, которую недаром называют «радужной», – это ее народ, созвездие множества национальностей с богатой и разнообразной культурой. По последним данным, в Южной Африке проживает более 40 миллионов человек, 76,7% считают себя африканцами, 10,9% относятся к белой расе, 8,9% - цветной, 2,6% - к азиатской расе.
В ЮАР представлены следующие народности: национальная группа родственных народов нгуни (объединяет зулусов, коса, ндебеле, нгони и свази) составляет две трети населения; народы сото-тсвана, к ним относятся народности, говорящие на языках южный, северный и западный сото (тсвана); тсонга; венда; африкандеры; англичане; цветные; индусы и люди, иммигрировавшие в Южную Африку из других частей Африки, а также Европы и Азии и сохраняющие свою культурную самобытность. В ЮАР также живет некоторое количество представителей народностей кхои и сан.
Хотя мусульмане составляют менее 2% населения страны, в исламской общине ЮАР отражено то же разнообразие, которое характеризует всю демографическую картину страны.
Ислам в ЮАР
Ислам пришел в Южную Африку с двумя волнами иммиграции. Первая волна была вынужденной миграцией рабов, политических заключенных и преступников из Африки и Азии в период между 1652 и 1800-ми годами. К этой группе принадлежали «мардикеры» - малайцы, работавшие слугами у голландских чиновников, заезжавших сюда с Востока по пути в Нидерланды. Многие из этих слуг предпочли остаться в Кейптауне, и сегодня в Капской провинции проживает большинство мусульман малайского происхождения. Но основная группа иммигрантов прибыла из Восточной Африки, Мадагаскара и Западной Африки.
В результате возникновения религиозных и учебных учреждений, распространения грамотности и образования, ислам быстро распространился по стране. Другими факторами, способствовавшими росту исламского населения Кейптауна, стало обращение, усыновление мусульманами детей, приобретение мусульманами рабов, а также межрелигиозные браки.
Прибытие индийских мусульман
В 1838 году рабство было отменено, и британские власти поняли, что необходима альтернативная рабочая сила. Тогда они начали завозить индусов в качестве наемных работников для обработки плантаций сахарного тростника в Натале. С 1860 по 1868 и с 1874 по 1911 годы в провинцию Наталь были завезены в общей сложности 176 тысяч индусов различных вероисповеданий. Приблизительно 7-10% рабочих из первой партии были мусульманами, которые и составили основную массу иммигрантов второй волны. Чаще всего этих мусульман доставляли с Малабарского берега – побережья на юго-западе Индии – и княжества Хайдарабад на юге Индии.
Вслед за мусульманами, приезжавшими в ЮАР работать по контракту, сюда стали переселяться независимые иммигранты-мусульмане, в основном сунниты, принадлежащие к западноиндийским группам бохра и мемонов. Отцом ислама в Натале был шейх Ахмад, который прибыл сюда в 1860-х вместе с наемными работниками.
Второй известнейший мусульманский деятель Южной Африки – суфий Сахиб, прибыл сюда в 1895 году и обнаружил, что обедневшие мусульмане-индусы находятся в одном шаге от индуизма. Чтобы привлечь в ислам людей, он устраивал специальные исламские народные празднества и открывал исламские школы (медресе). Отработав положенный срок контракта, мусульмане могли переехать из Наталя в глубину страны (кроме Оранжевого свободного государства, куда въезд индусам был запрещен). Многие индусы-мусульмане уехали в Кейптаун, другие переселились в Трансвааль и Кимберли.
Хотя мусульмане были меньшинством среди индусов в Южной Африке, иммигранты привезли с собой различные культурно-языковые особенности. Мусульмане говорят либо на урду, либо на гуджарати, причем первая группа превосходит по численности вторую.
Несмотря на идеологические, культурные и лингвистические отличия между малайскими и индийскими мусульманами, мусульманская община продолжала расти и развиваться – во многом благодаря упорной работе религиозных ученых и активных деятелей общины. Особенное внимание уделялось созданию религиозных и образовательных учреждений, что обеспечило не просто выживание, а рост ислама в стране.
Мусульмане ЮАР – живая и динамично развивающаяся община
Сегодня в Южной Африке насчитывается более 500 мечетей, 408 мусульманских учебных заведений, в том числе колледжей и частных школ, центров религиозного воспитания и исламских наук. Во многих университетах существуют факультеты арабского языка и ислама. Мусульмане представлены во всех профессиях и областях, они сыграли существенную роль в борьбе с апартеидом и формировании правительства страны после падения режима апартеида.
Процветание всевозможных исламских СМИ – свидетельство многообразия местной общины. Почти в каждой провинции со значительным количеством мусульманского населения работает частная исламская радиостанция: Radio Islam в Йоханнесбурге, Radio 786 в Кейптауне, Radio Al-Ansaar в Дурбане. Исламские газеты также играют важную роль в информировании и образовании мусульман по самым разным вопросам. Среди наиболее известных исламских газет: «Аль-Калям» (Al-Qalam); «Мусульманский дайджест» (The Muslim Digest), «Ар-Рашид» (Ar-Rasheed); «Мусульманский взгляд» (Muslim Views), «Аль-Умма» (Al-Ummah) и «Маджлис» (The Majlis).
Местные мусульманские организации ведут общественную и благотворительную деятельность в стране и за рубежом. Такие организации, как Фонд «Дар дающих» (Gift of the Givers Foundation), Африканское мусульманское агентство (Africa Muslim Agency), Полумесяц надежды (Crescent of Hope), Исламская медицинская ассоциация Южной Африки (Islamic Medical Association of South Africa) помогают мусульманам и немусульманам во времена конфликтов, стихийных бедствий, политических переворотов.
В стране работают студенческие исламские организации и ассоциации при средних и высших учебных заведениях, в первую очередь это Мусульманская молодежная организация Фордсбурга, Йоханнесбург; Просветительское движение исламской молодежи, Претория; Союз Исламской Молодежи, Кейптаун; молодежная ассоциация Нур-уль-ислам, Кейптаун.
Мусульманские женщины не отстают от мужчин, создавая собственные ассоциации и оказывая существенную помощь общине в истинно исламском духе. Среди этих организаций следует отметить: Женское отделение Движения исламского призыва; Исламская женская ассоциация – обе находятся в Дурбане; Джама’ат-ун-нисса, Кибмерли; Федерация мусульманок, Кейптаун.
Проблемы
Мусульмане ЮАР не знают ограничений в свободе вероисповедания. Даже при режиме апартеида правящая Национальная партия ни коим образом не препятствовала исповеданию ислама. В то же время палестино-израильский конфликт и рост исламофобии после терактов в США привели к усилению страхов и подозрительности по отношению к мусульманам.
Теракты в городах Западной Капской провинции, совершенные организацией Народ против бандитизма и наркотиков (PAGAD), также способствовали разжиганию антиисламских настроений. Эти настроения проявились в форме антитеррористического законодательства, направленного, в конечном счете, против мусульман и исламских организаций. Законопроект был встречен ожесточенной критикой, и это позволяет надеяться, что правительство не допустит того, чтобы он попал в действующее законодательство.
Несмотря на эти проблемы, ислам в ЮАР продолжает процветать и распространяться, в частности, среди коренных народов Африки.
Несмотря на то, что мусульмане ЮАР представляют разнообразные культурные традиции, они принадлежат к одной нации, которая представляет собой динамичную смесь вековых обычаев и современности, участвующую в строительстве нового южноафриканского общества и лучшей жизни для всего народа страны.