Их нравы

"Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания"

Украшение не только храмов, но и одежд священнослужителей, в том числе одежд внебогослужебных, а также предметов, которые окружают священнослужителей в официальной обстановке (у иерархов практически любая обстановка официальная), – это не придуманная мной вещь, это традиция Церкви.

«Мне самому приходилось и при полном параде входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам»

Мы знаем, что и иерархи христианской древности, и практически все архипастыри Церкви Русской имели и резиденции, не уступавшие или немного уступавшие царским и княжеским, и соответствующие колесницы. Мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и передвигался на личном пароходе. Мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос посещал ужины в домах людей, которых нынешние интеллигенты назвали бы «совершенно нерукопожатными» – роскошествующих воров, да и не просто воров, а сборщиков оккупационного налога с собственного народа. Мытаря Закхея, например. Стол при этом наверняка был богатым и оплаченным на нечестные деньги.

Какой ужас для привыкших к диссидентским кухням интеллигентов! Какое разочарование для тех, кто привык любить Церковь только слабой, не говорящей с телеэкранов, одетой в драный подрясник, ютящейся в скрытом от нечистого объектива Китеже, за покосившимся забором полуразрушенного храма. Вот там благодать – ни мерседесов, ни мигалок, ни позолоченного иконостаса, ни «нерукопожатных» спонсоров...

Да, такая Церковь тоже у нас есть. Только ее положение совершенно ненормально. В стране, где миллионы людей именуют себя (кто с большим основанием, кто с меньшим) православными христианами, Церковь должна быть в центре народной жизни. Полуразрушенных храмов у нее быть не должно. Наоборот, ей приличествует обладать современными и солидными зданиями, красивыми облачениями, золотыми иконостасами (что не должно означать – безвкусными). А также достаточными знаками материальных возможностей, чтобы на равных говорить с теми, кто «встречает по одежке» и, быть может, пытается вести себя с позиции силы, опираясь на свое богатство и влияние. Будь то глава инославной либо иноверной общины, чиновник или бизнесмен. Неслучайно все христианские сообщества – от Ватикана до самой бедной нашей епархии – стараются, общаясь с подобными непростыми собеседниками, «не ударить в грязь лицом». И так было во все века христианской истории.

Мне самому приходилось и при полном параде входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам. Убежден, что для Церкви нужно и то, и это. Но ни на том, ни на этом не нужно слишком заострять внимание. Когда христиане без конца рассуждают о «блеске и нищете» одежд и часов – это признак духовного нездоровья. Или зависти. Или вечной квазидиссидентской привычки ругать все сильное, дорогостоящее, властное. Привычки, к счастью, уходящей в прошлое вместе с левацким пониманием христианства.

Между прочим, тридцать лет живя в Церкви и зная очень многих, подметил одну особенность: все – подчеркиваю, все! – священнослужители, которые, имея возможность прилично одеваться и иметь приличный быт, постоянно подчеркивали свою «нищету» старыми подрясниками и убогими бытовыми условиями – были съедаемы, а часто и съедены изнутри гордыней. Не буду называть их имен. Но многие из тех, кого сейчас интеллигенция именует «святыми бессребрениками», в беседах «для своих» откровенно намекали, за что именно их надо после кончины канонизировать...

Ну и, наконец, о пресловутых мерседесах.

Да, Святейший Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания Церкви ее Предстоятеля. Верующие – среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты (пост)советского типа давно уже не составляют большинство – скорее не понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на более престижной машине, чем Патриарх. Такой уж у него крест. Помогает его нести, наверное, одно: основное жизненное пространство Святейшего – это небольшая келья в Москве. До недавнего времени была такая же в Смоленске. Больше ему не надо – не как Предстоятелю, для которого нужны внушительные представительские резиденции, а как монаху и человеку. И тем, какие на руке часы, он, по-моему, озаботился лишь после того, как это стало сильно волновать медиазавистников, в том числе (около)церковных.

Церковь, ее храмы и священнослужители – иконы Христа, Царя царствующих, – всегда будут украшаться драгоценными предметами, которые жертвуют именно на такое украшение верующие люди. Такова традиция Церкви. А логика Иуды: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8-9) – иудиной навсегда и останется. И извиняться по этому поводу Церкви нечего. Да и мне, наверное, тоже.

Автор: Всеволод Чаплин, протоиерей, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
Комментарии 6
  • Так и не понятно в результате: то ли повальная критика описанного мировоззрения и поведения, то ли всё-таки попытка оправдать. Что значит "А логика Иуды: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8-9) – иудиной навсегда и останется. И извиняться по этому поводу Церкви нечего. Да и мне, наверное, тоже"??? То есть думать так же, как Иуда, в данном случае плохо, а значит нужно принять богатство церкви, потому что "такова традиция"?
    Объясните кто-нибудь, что он хотел этим всем сказать?
    (1543)
    25 марта'2012 в 04:07
    • Именн это и сказано! Церковь и ее попы живут на широкую ногу и будут так жить, но интересно, что такую жизнь они себе обеспечивают за счет старушек пенсионерок, которые то и ходят в златоглавые церкви и, которые жертвуют ради их "бога", а попы затем собирают это и обеспечивают себе раскошное окружение. Это очень походит на языческие капища, где верующие - язычники оставляли жертвы для своих богов, а все это собирали жрецы и съедали, т.е. сжирали, вот вам и жрецы....
      (4056)
      25 марта'2012 в 12:09
      • Торалы, жрец, от слова ЖРАТЬ!
        (1412)
        25 марта'2012 в 15:38
        • внучка Миколи, Чаплин не мог подвергнуть критике политику РПЦ, однозначно он оправдывался, аргументировал роскошь и богатство...
          (15095)
          25 марта'2012 в 16:33
          • А как же евангельские заповеди блаженства? (Как они прекрасны, что на глаза навернулись слезы!) :
            1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
            2.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
            3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
            4.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
            5.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
            6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
            7.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
            8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
            9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
            (5146)
            26 марта'2012 в 04:16
            • Праведного Иоанна Кронштадского люди очень любили. И нередко купцы и именитое дворянство одаривали его всякими дорогими вещами, деньгами и пр.. Он, чтобы не обидеть дарителя, всегда дарёное один раз одевал, а потом жертвовал нуждающимся. Он и его жена вели исключительно аскетическую жизнь, как монахи, супружество их было духовное... Но кто суть эту не знал, то осуждали сильно его за дорогие шубы и т.п...

              Патриарх весь этот антураж в наследство никому не передаст, он же монах, и в гроб с собой не заберёт. Следующему патриарху достанется попользоваться или в музей какой-нибудь...

              Так же можно позавидовать охраннику в алмазном фонде, типа, среди стольких драгоценностей восседает, гад мордастый, и ещё с автоматом и в бронежилете... :))
              (-1228)
              26 марта'2012 в 17:42