Прокуратура завела уголовное дело против независимого журналиста Аркадия Бабченко за запись в блоге о возможной тактике оппозиции на митингах после президентских выборов. Правозащитники называют дело прецедентом в противостоянии власти и оппозиции о допустимых методах политической борьбы.
Прокуратура завела уголовное дело на независимого журналиста, бывшего корреспондента «Новой газеты» Аркадия Бабченко, по статье «Призыв к массовым беспорядкам». В вину Бабченко ставится запись в блоге о возможной тактике оппозиции на митинге 5 марта 2012 года. Поводом к возбуждению дела стал запрос, который подали депутат Госдумы от «Единой России» Илья Костунов и брат главы Росмолодежи, член Общественной палаты Борис Якеменко. Костунов ранее направил в правоохранительные органы несколько запросов об актикоррупционных проектах оппозиционера Алексея Навального.
«Прокуратурой города рассмотрено ваше (Бориса Якеменко. — «Газета.Ru») обращение о проведении прокурорской проверки по факту опубликования в сети интернет-материала под названием «Пара мыслей о тактике в марте», — говорится в скане документа, который выложил сам Якеменко в своем блоге.
Прокуратура сообщила, что возбудила дело по части 3 статьи 212, максимальное наказание по которой — три года лишения свободы.
Делом занимается отдел прокуратуры по борьбе с экстремизмом, который намерен в ходе расследования проверить, не содержится ли в этой записи «признаков составов иных преступлений, уточнялось в ответе.
Экс-военкор «Новой газеты» 27 февраля написал в своем блоге о возможных действиях оппозиции во время уличных акций 5 марта. В качестве возможного сценария он называет несанкционированную акцию в районе Лубянской площади или любой другой площади в центре Москвы и размещение там палаточного лагеря. Для прорыва полицейского кордона Бабченко предлагал использовать снегоуборочную машину, а также «закупить несколько сотен шлемов и щитов для занятия и удержания плацдарма уже на самой площади».
Сам Бабченко узнал о том, что против него заведено уголовное дело, от корреспондента «Газеты.Ru», но это не стало для него неожиданностью.
«В нашей стране, если на порядочного человека не заведено уголовного дела, это в какой-то степени моветон. Уже давно известно, что в России любого человека могут посадить. Якобы содержащиеся в моем посте «призывы к массовым беспорядкам» — это попросту ложь. А поведение Якеменко походит на обычное доносительство», — сказал Бабченко.
Уголовное преследование независимого журналиста за запись в блоге может стать новой точкой противостояния властей и оппозиции, уверен глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Дело станет прецедентом, определяющим всю дальнейшую общественно-политическую ситуацию в стране. Это сигнал всем протестующим: с ленточками можете ходить сколько угодно, но, если рыпнетесь, увидите настоящий оскал власти», — полагает юрист. По его словам, оппозиции придется доказывать права на более решительные действия. «Я прогнозирую большую битву лингвистов. С одной стороны, будут эксперты со стороны полиции, с другой — академические лингвисты», — полагает Чиков и добавляет, что «Агора» готова защищать Бабченко.
Решение прокуратуры о возбуждении против Бабченко уголовного дела за запись в блоге стало первым делом против блогера-журналиста, но далеко не первым делом против блогеров в России.
Самым известным было дело блогера из Сыктывкара Саввы Терентьева, который в своем ЖЖ написал о возможности «сжигать неверных ментов». В итоге он был признан виновным по ст. 282 УК за разжигание ненависти к сотрудникам правоохранительных органов и приговорен к году заключения условно. Реальный срок за запись в блоге получил Ирек Муртазин, бывший пресс-секретарь президента Татарстана Минтемира Шаймиева, который сообщил о смерти Шаймиева. Муртазин был признан виновным по обвинению в клевете и разжигании ненависти к социальной группе и приговорен к одному году и 9 месяцам колонии-поселении
На минувшей неделе организация «Репортеры без границ» в своем ежегодном отчете дала России статус «страны под наблюдением», из-за того что, по ее мнению, российские власти периодически нарушают права блогеров на свободу высказываний в сети.