Подавляющее большинство сирийцев поддержали проект новой конституции страны на референдуме, который прошел в стране в воскресенье. В стране гарантируется многопартийность, права и свободы. При этом оппозиция бойкотировала этот референдум, называя его уловкой со стороны правящего режима. Эксперты считают референдум важным, но недостаточным шагом.
На референдуме в Сирии за новую конституцию страны проголосовали почти 90% граждан, сообщает Reuters со ссылкой на государственные сирийские СМИ. Всего в голосовании приняли участие 57% населения Сирии, в которой на протяжении почти года продолжаются вооруженные столкновения сил, лояльных президенту Башару Асаду, и оппозиции. По данным правозащитников, число жертв конфликта превышает семь с половиной тысяч человек. Провести референдум по изменению конституции Асад обещал еще в марте 2011 года.
На референдум был вынесен вопрос о проекте новой конституции Сирии. Гражданам страны было предложено выбрать один из двух кругов: над зеленым было написано«согласен», над серым —«не согласен». Предполагалось, что в референдуме могут принять участие 14,5 млн сирийцев.
Согласно новой конституции, Сирия объявляется демократическим государством, гражданам которого гарантированы права и свободы. В конституции закреплен принцип многопартийности и гарантируется равноправие политических партий. Таким образом, будет отменена 8-я статья конституции страны о том, что партия БААС —«основа государства и общества», и ее многолетняя монополия закончится.
Официальные сирийские власти называли референдум «образцом гражданских свобод и политического плюрализма», который обеспечит стране выход из политического кризиса.
Оппозиция призывала бойкотировать референдум, называя его политического игрой правящего режима.
В свою очередь, сирийские власти жалуются, что мобильные центры для голосования были не допущены в районы, охваченные беспорядками. По их данным, оппозиционеры, которых власти Сирии обвиняют в терроризме, запрещали гражданам участвовать в голосовании.
Россия приветствовала проведение референдума, надеясь на дальнейшие политические преобразования в стране.
«Я думаю, что правы те, кто видит в этом движение в сторону демократизации. Прекращение монопольного положения одной партии в политической системе само по себе должно приветствоваться», — цитирует РИА«Новости» главу МИДа Сергея Лаврова на совместной пресс-конференции с его коллегой из Мьянмы в воскресенье.
Западные страны резко раскритиковали проведенный референдум. Госсекретарь США Хиллари Клинтон выразила уверенность, что он будет использован официальным Дамаском для продолжения боевых действий. «Это псевдореферендум, результаты которого будут использованы Асадом для оправдания тех действий, которые он предпринимает в отношении сирийских граждан», — отметила она.
Референдум по проекту конституции был необходим, но он недостаточен для политического урегулирования в Сирии, отмечает президент Института религии и политики арабист Александр Игнатенко. «Это первый, давно обещанный шаг в том направлении, которым может быть разрешен сирийский кризис», — отмечает эксперт. Он напоминает, что на этой неделе прошла конференция«Друзей Сирии» в Тунисе. «На ней стало понятно, что иностранные государства в общем не желают ни создавать бесполетную зону над Сирией, ни вооружать так называемую оппозицию, ни, тем более, вводить войска», — подчеркивает Игнатенко.
Существуют серьезные противоречия между политическими оппонентами официального Дамаска. «Сирийская оппозиция не едина: есть зарубежная («Сирийский национальный совет») и та, которая находится внутри страны и которая более согласна на диалог с правительством Башара Асада», — отмечает эксперт.
С другой стороны, существует другая влиятельная сила — монархии Аравийского полуострова. «Они играют первую скрипку в оказании давления на Сирию, готовы к более решительным действиям, в том числе вооружение так называемой оппозиции и использование алькаидовцев, которые использовались арабскими монархиями и прежде в Ливии», — отмечает эксперт и напоминает, что в ходе конференции«Друзей Сирии» саудовская делегация демонстративно хлопнула дверью.
Значительное влияние на ситуацию в стране пытается оказать Турция. «Анкара крайне заинтересована в дестабилизации ситуации в Сирии и в ее распаде, как, собственно, и соседнего Ирака. Она надеется прирастить турецкую территорию частью Сирии или частью Ирака и создать там какие-то протурецкие буферные государства. Анкара ведет очень тонкую игру, стараясь не переходить грань очевидного вмешательства, но все всё прекрасно понимают», — отмечает Игнатенко.
«Сирийское общество в конечном счете остается расколотым, тем более что оппозиция призывала не принимать участие в голосовании: в Хомсе, Хаме, других городах референдум не проводился», — делает вывод эксперт.