Политика

Верующие в политике. Быть ли религиозным партиям в России?

Представитель руководства РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин предложил создать в России православную партию. Обосновал тем, что в политике должно быть больше христианских ценностей. Нужны ли в России религиозные партии, почему в Европе и арабском мире существуют христианские партии, а в нашей стране это противопоказано и какую модель политической активности верующих можно считать оптимальной для нашей страны? Мы поинтересовались у известных религиозных и общественных деятелей.


Максим Шевченко, ведущий Первого канала, главный редактор сайта «Кавказская политика»:


Я считаю, что закон, запрещающий создание политических партий по религиозному признаку, абсурден. Потому что он запрещает создание в России христианско-демократической партии. А христианские демократы являются во многих странах Западной Европы ключевой консервативной силой.
Ни «Единая Россия», ни другие партии не смогли взять на себя функции именно христианско-демократической партии. Партии, которая связывает свою деятельность напрямую с христианскими ценностями, преломлением этих ценностей в политике.
В России был, я считаю, успешный опыт создания в начале 90-х таких партий. Это и Христианско-демократический союз Александра Огородникова, и Российское христианское демократическое движение, которое ассоциировалось с Виктором Аксючицем и с другими яркими людьми. Это были достаточно серьезные организации.

Существовал также Союз мусульман России Надыра Хачилаева. Этот случай нельзя не вспомнить, поскольку он, буквально, всколыхнул и Дагестан, и Кавказ, и имел огромное количество приверженцев. До сих пор Союз мусульман России является таким эпическим мифом для Дагестана, для дагестанской молодежи.

Все эти партии и движения впоследствии запретили. Тем самым уведя религиозную деятельность в подполье, в альтернативные социальные тренды какие-то. Я считаю, что зрелая политическая организация вполне консолидирует определенный консервативный сегмент православных верующих или, допустим, тех неправославных, которые готовы сотрудничать на каких-то позициях.
Я считаю, что должен быть восстановлен Союз мусульман России. Я не вижу тут никаких проблем. Я не понимаю, почему запрещено верующим в публичной политике говорить о том, что они – верующие и действуют, исходя из своих религиозных убеждений?


Гумер Исаев, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения Ближнего Востока:


Я считаю, что это не самая лучшая идея – вносить религиозный аспект в политическую жизнь России, поскольку политика - это дело достаточно грязное и сопряженное с большим количеством побочных эффектов. Мне кажется, что было бы лучшим вариантом нашим религиозным деятелям пытаться сосредоточить свое внимание на вопросах, связанных с морально-нравственным воспитанием общества, вместо того, чтобы втягиваться в политические интриги, поскольку политика пока еще никогда не приносила пользу религиозным деятелям. И мы и так видим, что велика активность наших представителей религиозных структур. И это в целом вызывает раздражение.
Именно подобная попытка некоторых религиозных деятелей выступать в роли политических деятелей, выражать общественно-политическую позицию – она безусловно излишняя. Поэтому, мне кажется, что религиозным деятелям надо сохранять чистоту своих действий и религиозных помыслов. И сосредоточить свое внимание, в первую очередь, на нравственном и моральном воспитании и облагораживании граждан нашей многонациональной страны.
Каждая страна имеет свою традицию политическую и определенные сложившиеся аспекты. Не будем забывать о том, что все-таки в Европе христианские демократы в первую очередь демократы, а не христиане. Очевидно, что они не выражают религиозных идей. Европа в целом давно секулярна. Это первое.
И в этом плане можно говорить, что в Европе безусловно никаких религиозно-политических партий нет уже давно. Что касается мусульманских стран, там действительно религиозной традиции, в отличие от России, не предавалось. И в некоторых странах есть религиозно-политические организации.
Безусловно, они в определенном контексте сформировались и действуют достаточно эффективно. Но это просто другая политическая традиция. В данном случае переносить на нашу почву, как-то вот так было бы не совсем правильным. Поэтому, мне кажется, что не во всех странах есть арабские партии. В принципе, это относится только к некоторым государствам. С каким-то успехом они действуют в Ливане и в Турции.
Все-таки и мусульмане, и христиане, и представители других конфессий должны делать все для сохранения целостности страны, поддержания межкультурного диалога. Ни в коем случае не поддаваться на провокации различных сил, ставящей задачей своей разобщение граждан.
Мне кажется, религиозный фактор здесь может сыграть очень важную положительную роль. Он не должен быть оттеснен на обочину. И если мы говорим о том, что религиозные партии не являются столь важными и нужными для России - это не значит, что роль религии, как такого важного идеологического фактора для наших граждан не нужна. Религия должна играть свою важную роль в контексте консолидации общества и его морально-нравственного оздоровления.


Висам Бардвил, муфтий Республики Карелия:


Я, к сожалению, не очень знаком с деталями этого предложения. Поэтому мои комментарии, возможно, будут не очень компетентны. Но в целом, думаю, что это допустимо. Конечно, есть определенные правила, которые будет необходимо соблюсти в таком случае. Потому что любая партия должна соблюдать интересы не только определенной группы. Но и должна соблюдать интересы конфессиональные и национальные.
Только в таком случае допустимо создание религиозной партии, на мой взгляд. Но если же эти партии будут в руках определенных религиозных группировок, которые будут навязывать всем свои интересы - то это, конечно, очень опасно.


Мохаммад Хенни, председатель Союза исламских организаций России:


Я считаю, что российский народ пока не готов к созданию религиозной партии. Потому что политика у нас слишком не равномерная, не стабильная. Потому что у нас разные стандарты к людям различных конфессий. Могу смело сказать, что мусульмане у нас ущемлены.
Мусульманам не позволяют строить мечети. К примеру, в Петербурге всего лишь две мечети. Нам их не хватает. Чиновники фальсифицируют данные о количестве мусульман, чтобы не позволить строить новые мечети. Фактически нарушают наши права.
Запрещают издавать под различными, порой, даже смешными предлогами, религиозную литературу. Я не удивлюсь, если скоро запретят даже издавать Коран.
Повторяюсь, я не против идеи создания религиозных партий в России. Но у нас в стране вряд ли это пока получится. Потому что российский народ не готов к порядку. Не готов возродить ту традицию, когда люди разных национальностей, конфессий защищали бок о бок свою страну.
По разным государственным каналам сейчас кричат, что надо отделять Кавказ. Идет политическая травля Кавказа, выражающаяся в кампании «Хватит кормить Кавказ!» И никто ничего не делает против этого, не лишают этих людей информационного оружия.
А мы обязаны бороться! Бороться одновременно и с сепаратистами, которые воюют с оружием на Кавказе, и с теми, кто ведет информационную войну за отделение Кавказа.


Фарид Асадуллин, заместитель председателя Совета муфтиев России:


На данный момент создание любых партий на чисто религиозной или этнической основе будет носить провокационный характер. Сегодня крайне важно налаживать межрелигиозный и межнациональный диалог, и поэтому к разговорам о создании сегодня партий на религиозной основе я не отношусь серьезно.
Я считаю, что теоретически об этом можно рассуждать, но закон о создании политических партий на данный момент четко и ясно запрещает создание подобных партий.
Я против конфессиональных партий, да и закон это пока еще запрещает. Это может расколоть страну.

Автор: Альбина Курбанова
подписаться на канал
Комментарии 0