Как известно, в Исламе хиджра из земли неверных в землю мусульман является ваджибом.
Сказал Посланник Аллаха: "Не обьединяйтесь с многобожниками, и не проживайте среди них. И кто живет среди них, или соединяется с ними, то он подобен им" или как пришло в другом риваяте: "..он не из нас" (хадис хасан, передали его Тирмизи, Хаким, Табарани, Бейхакы, и др)
Сказал также Посланник Аллаха: "Я непричастен к любому муслиму, остающемуся за спинами многобожников" (Абу Дауд, и др, и его степень хасан)
Сказал Посланник Аллаха: "Не примет Аллах от мушрика его дела, после того как он принял Ислам, пока он не переселится от мушриков к мусульманам" (Ибн Маджа, 2536, Ан-Насаи, 2568, и его иснад хасан)
И хадисов с таким смыслом много.
И ученые сказали, исключением из обязательности хиджры является тот случай, когда мусульманин может оставаться в земле многобожников и исповедовать свою религию, и призывать к ней и обучать ей других.
Однако ученые разьяснили, что исповедывать свою религию – значит исповедывать ее в основах в первую очередь, как Таухид, и затем уже в подробностях, как намаз, пост в месяц Рамадан, и так далее
Сказал муфтий Саудии Мухаммад Ибн Ибрахим Аль-Аш-Шейх: "И выявление муслимом своей религии – это не является только одним лишь деланием намазов, или всех других ответвлений религии, и сторонение от харама как например процент, прелюбодеяние, и другое. И выявление своей религии – это только открытое исповедание им Таухида, и открытое отречение от того, на чем находятся многобожники, из придавания Аллаху сотоварищей в поклонении, и другом, помимо этого, из видов куфра и заблуждения" см. "Фатауа уа расаиль шейх Мухаммад Ибн Ибрахим", 1-87
Сказал шейх Абдуллах Ибн Акиль (ученик шейха Ас-Саади): "Исповедание (выявление) муслимом своей религии- это не то, что он может произносить две шахады, или молиться намазы, и не выгоняется из мечетей, и не пьет алкоголь, и не ест мясо свиньи, и тому подобное, однако выявление религии – это другая вещь – это исповедание человеком исламской акиды во всех ее установлениях, и такфир каждого, кто противоречит ей, и обьяснение их недостатков, и быть защищенным от любви и доверия к ним, и покидание их, и непричастность к ним" Фатауа шейх Акиль 2-233
Сказал шейх Абдуль Азиз Ар-Роджихи: "Не достаточно для выявления своей религии только совершение молитв, однако обязателен такфир многобожников, и обьявление о порочности их религий, и дискредитация многобожников, и непричастность к ним, и защита от любви и доверия к ним, и покидание их" Фатауа шейх Роджихи 891
Вопрос шейху Хамду Ибн Атику, рахимахуЛЛах: Каково значение условия "Исповедание (выявление) религии", выполнение которого дозволяет находиться в странах кафиров?
Ответ: "Что же касается вопроса выявления своей религии, то воистину многие из людей подумали, что когда они способны произносить два свидетельства, и молиться 5 молитв, и то, что их не выгоняют из мечетей, то они выявляют (исповедуют) свою религию, даже если они наряду с этим находятся среди многобожников, или в местах сбора вероотступников. И они заблудились в этом самым отвратительным заблуждением!
И знай, что воистину, куфр – у него есть различные виды, и подразделения, множающиеся с размножением действий, вызывающих куфр. И предшествовало упоминание некоторых из них. И каждая группа, из групп куфра, выделяется каким-то конкретным видом куфра, и не будет муслим выявляющим (исповедующим) свою религию, пока не будет противоречить всем этим группам в том, что выделяется у них из куфра, и быть ясным во вражде и непричастности к ней. И если у кого-то его вид куфра – это многобожие (ширк), то выявлением своей религии для муслима будет открытый призыв к Таухиду, и запрету ширка, и предостережение от него. И если у кого то куфр будет заключаться в отрицании послания Мухаммада, то выявлением религии для муслима будет – ясное заявление того, что Мухаммад- Посланник Аллаха, и призыв к следованию за ним. И если у кого то его куфр будет – оставление молитвы, то выявлением религии для муслима будет – совершение молитвы, и приказ к ней. И тот, чьим куфром будет дружба с многобожниками, и вхождение к ним в подчинение – то исповеданием религии для муслима будет – ясное заявление о непричастности к нему, и вражде к нему, и к многобожникам.
И в общем- не будет такой выявляющим свою религию, кроме как выявит каждому, кто живет с ним, из всех видов кафиров, свою непричастность к ним, и выкажет ему свою вражду к нему, и к той вещи, из-за которой он стал кафиром, и свою непричастность к ней. И поэтому сказали многобожники о Посланнике Аллаха: "Он опорочил нашу религию, назвал глупостью наши верования, и поругал наших идолов"
И сказал Аллах: " Скажи: «О люди! Если вы сомневаетесь в моей религии, то ведь я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Я поклоняюсь Аллаху, Который упокоит вас, и мне приказано быть одним из верующих». Искренне обрати свой лик к религии и не будь одним из многобожников. Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников" Юнус, 104-106
И приказал Аллах своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, сказать: "О, люди..", то есть: если вы сомневаетесь в религии, на которой я, то ваша религия, на которой вы – я отрекаюсь от нее, и приказал мне мой Господь быть из числа верующих, которые ваши враги, и предостерег меня от того, чтобы быть из многобожников, которые являются вашими друзьями.
Сказал Аллах: " Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!» (Кафирун, 1-6)
И приказал Аллах своему Посланнику сказать неверным – религия, на которой вы – я непричастен к ней, и религия, на которая я – вы непричастны к ней. И цель здесь – явное произношение им, что они на куфре, и то, что он непричастен к ним, и к их религии.
И тот, кто следут за Посланником Аллаха – на нем обязательно сказать это, и не будет он выявляющим (исповедующим) свою религию, кроме как с этим. И поэтому так делали сподвижники Посланника Аллаха, и причиняли им гонения многобожники, и приказал им Посланник Аллаха совершить хиджру в Эфиопию. И если бы дозволено для них облегчение в этом, и молчание о многобожниках, то не приказал бы им Посланник к переселению в далекую страну..
И требуемое здесь: то, что человек не будет считаться выявляющим свою религию, пока не отречется от людей куфра, среди которых он находится, и ясно скажет им, что они кафиры, и что они враги для него, и если нету этого, то не будет считаться выявление религии свершившимся" http://www.alukah.net/Fatawa_Counsels/0/12115/
Если же мусульманин живет в таком месте, где не может заявить мушрикам о своей враждебности к ним, и о ложности того, на чём они, то хиджра оттуда для него является ваджибом, и он в опасном положении.
Более того, если такой мусульманин оставил хиджру, при возможности ее совершить, и затем был вынужден сказать слова неверия, согласившись с религиями многобожников, или признав что они на истине, а единобожники заблуждаются, и хвалит их, и помогает им, без принуждения, а лишь из опасения и страха перед ними, и подлизываясь к ним, то он по этой причине становится кафиром.
Сказал шейх Мухаммад Абдуль-Уаххаб о положениях хиджры:
"Если же он оставил хиджру без оправдания , и он выявил внешне, что он один из них , и то что их религия – истина, и то, что религия Ислам – ложь , и он находится среди них (неверных) – то он муртад, кафир, даже если признал религию Ислам сердцем. Так как предпочтение этой жизни перед следующей не дает ему сделать хиджру, и он говорит слова неверия без принуждения, и поэтому он вошел в слово Аллаха:
"а на тех кто , кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это- потому что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину , Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. (анНахль.106-107) См. Дурар ас-Сания 13813.
Сказал шейх Сулейман Ибн АбдуЛлах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Уаххаб:
“Знай, да помилует тебя Аллах, что когда человек показывает многобожникам согласие с их религией, опасаясь их, задабривая их и подлизываясь к ним, чтобы оттолкнуть от себя их зло, то воистину этот человек такой же кафир как и они, даже если он ненавидит их религию, и ненавидит их самих, и любит Ислам и мусульман. И это когда от него не исходит ничего, кроме вышеописанного.
Так что же сказать о том, кто был в свободной от них земле и воззвал к ним, и вошел в подчинение им, и выказал согласие их ложной религии. И помогает им в ней помощью и имуществом и проявляет к ним дружбу, разрывая узы дружбы с мусульманами, становится одним из воинов многобожия и могил после того, как был в войске искренности и Единобожия.
Ни один мусульманин не сомневается в том, что такой человек – кафир, из злейших людей своей враждебностью к Аллаху и его Посланнику. И не исключен отсюда никто кроме принужденного. И это тот, кого захватили многобожники и сказали ему: "Соверши куфр или сделай такое-то дело, иначе мы сделаем с тобой так-то и убьем тебя."
Или схватили его и пытают до тех пор, пока он не согласится с ними. И разрешено ему согласие с ними языком, но его сердце при этом должно оставаться убежденным в исламе. И собрались ученые на том, что тот, кто сказал слово куфра в шутку становится кафиром! Так чтоже сказать относительно того, кто выявил куфр опасаясь и ради мирских целей?”. см. Ад-Даляиль, 1
Если же кто-то оставил хиджру без уважительной причины, а затем его принудили к совершению неверия (а не то, что он сделал это из страха, и подлизываясь), то он не становится по этой причине неверным, однако на нем – огромный грех за оставление хиджры, и ввергание себя в это положение, как разьяснил это шейх Фаузан, см. "Шарху рисаляти даляиль фи хукм аль муаалят ахлиль ишрак", 40
Поэтому каждый мусульманин должен смотреть – если место в земле неверных, в котором он проживает, условия там позволяют исповедовать свою религию, то хиджра в землю, где проживают мусульмане, для него мустахабб. Если же в том месте нельзя исповедовать свою религию, то ему обязательно переселиться, чтобы не попасть под великие угрозы оставляющему хиджру, и опасности для его Имана.
А Аллах знает лучше.
На этом сайте с воздушной легкостью отвечают на очень щепетильные вопросы, для студентов это непозволительно, я думаю.
ас саляму алейкум уа рахматуЛЛах