Выигравшая в ноябре президентские выборы (признанные потом недействительными) экс-министр образования Южной Осетии Алла Джиоева вместо участия в собственной инаугурации, которую она назначила на 10 февраля, проведет этот день на больничной койке. В больницу с гипертоническим кризом Джиоева попала 9 февраля, после того как в штаб, где она находилась со своими сторонниками, ворвались представители силовых ведомств.
Устами очевидца
Вот, что рассказала “Кавказской политике» одна из очевидиц событий Фатима Санакоева: «Как только стемнело, в штаб Аллы Джиоевой пришел представитель генпрокуратуры республики и попытался вручить ей повестку. Он пояснил, что ее приглашают на допрос в качестве свидетеля, по уголовному делу о беспорядках 30 сентября 2011 года”.
Джиоева отказалась, сославшись на то, что обычно такие документы приносят загодя и вручаются свидетелю. Повестка была выписана на 18:30 9 февраля. Следователь вышел, но не прошло и пяти минут, как в штаб вошли люди в масках и с автоматами, с ними были люди в штатском ( в том числе и несколько не местных русских).
Люди в масках взяли Джиоеву под руки и попытались вывести. За Аллу решили заступиться женщины. Со слов Санакоевой, одну из них ударил бывший командир ОМОНа Мераб Пухаев, ныне заместитель премьер-министра РЮО по силовым вопросам (эта должность ему досталась благодаря экс-президенту Кокойты).
Алла завидев насилие над людьми, почувствовала себя плохо и упала в обморок. Другие люди кинулись ей на помощь, но их не подпустили. “За нее попытался заступиться ее муж, его тоже ударили, затем родственник, – рассказывает очевидица, – Мужчин били прикладами. Досталось и некоторым женщинам”.
“Зятя оппозиционерки Фатимы Маргиевой, при прежней власти посаженной в тюрьму, вынесли на носилках. Приехала скорая — они поставили Алле диагноз гипертонический криз и увезли ее в больницу, – завершает свой рассказ Фатима Санакоева.
По словам Фатимы, после того, как увезли Джиоеву, сотрудники правоохранительных органов стали задерживать мужчин, которые находились в штабе и проводить обыск.
“Они били мебель, посуду, изымали компьютеры. Кто-то распустил слух, якобы они нашли оружие, которого там априори не было. Я не удивлюсь, если они завтра скажут, что нашли голову мамонта. От этих властей я всего ожидаю. До позднего вечера шел обыск. Человек 20 проводили обыск, остальные стояли в оцеплении. Для нас сейчас самое главное ее здоровье, лишь бы с ней все было хорошо», – сказала она «Кавказской политике».
На вопрос, что же все-таки искали представители генпрокуратуры, она предположила, что «незваные гости» хотели найти решение ЦИК РЮО о признании выборов действительными.
По словам Фатимы, Алла опасалась такого поворота событий. Днем она собрала всех своих сторонников и призвала их не поддаваться на провокации, чтобы с ней не произошло: «я готова пожертвовать своей жизнью ради ваших, не поддавайтесь на провокации, они сейчас будут делать все возможное, чтобы спровоцировать вас».
По мнению собеседницы, Джиоева не собиралась оставаться у власти: «Сразу после инаугурации она намеревалась назначить новую дату выборов. В противном случае незаконная отмена итогов прошлых выборов и назначение таких же незаконных выборов на 25 марта, делает страну нелегитимной. Это вам может разъяснить любой юрист. Власть об этом знала, но…».
Сторонники Джиоевой намерены с утра пойти к и.о. Президенту РЮО Вадиму Бровцеву с требованием вмешаться в ситуацию и остановить подобный силовой произвол.
Реакция властей
Однако вечером 9 февраля выступил представитель Генпрокуратуры Южной Осетии, который сообщил, что они не задерживали Джиоеву: «Алла Джиоева должна быть допрошена в качестве свидетеля, в связи с чем к ней сегодня с повесткой был направлен следователь генпрокуратуры».
По словам представителя Генпрокуратуры дело было возбуждено по факту попытки захвата в конце 2011 года комплекса зданий, где располагаются органы исполнительной власти республики.
В полночь с противоречивым заявлением выступил другой представитель Генпрокуратуры старший следователь по особо важным делам Алан Плиев. Он сообщил, что следственное управление генпрокуратуры Южной Осетии расследует уголовное дело в отношении лидера оппозиции республики Аллы Джиоевой о приготовлении к насильственному захвату власти в 2011 году.
«В производстве следственного управления Генпрокуратуры находится уголовное дело по приготовлению к насильственному захвату власти со стороны Джиоевой», – сказал Плиев, не уточнив дату возбуждения дела. По словам следователя, это уголовное дело находится в его производстве. «Сегодня Джиоевой была доставлена повестка на допрос в качестве свидетеля по данному делу. В ходе беседы ей неожиданно стало плохо. Лично мной были вызваны скорая помощь и наряд милиции», – сказал Плиев.
Как пояснил представитель Генпрокуратуры, милиция была вызвана в связи с тем, что в доме, где располагается штаб Джиоевой, находилось около 25 гражданских лиц, которые выражали активное недовольство происходящим.
«Прибывшие врачи констатировали сердечный приступ, и она была госпитализирована в республиканскую больницу. По последним данным, ее состояние стабильное», – сказал следователь. Он отверг сообщения появившиеся в ряде СМИ о применении насилия к Джиоевой.
Тень Кокойты
Тем временем больница, где лежит Джиоева оцеплена силовиками. В Цхинвале многие уверены, что за всеми этими провокационными действиями стоит экс-президент Эдуард Кокойты.
«Декабрьские переговоры, подписание Соглашения и уход Кокойты были ничем иным как спектаклем, делится своими впечатлениями с «Кавказской политикой» юго-осетинский эксперт Эльбрус Кочиев, – Власть в лице Кокойты, якобы пошла на поводу у митингующих, но на самом деле она никуда не уходила. Все это время он был вместе с и.о. президента Бровцевым. Они сообща работали рука об руку”.
С его слов, сейчас и.о. президента создает видимость того, что он работает. Быстрыми темпами возводят театр, который до этого стоял в руинах почти 7 лет. “Довольно свободно ведет себя его госохрана, – продолжает Кочиев, – Позавчера ими был избит парень, который якобы не то сказал о них. Парень попал в больницу, где зафиксировали его побои. Народ в отчаянии. Конечно, Алле не надо было упираться так, но понять ее тоже можно”.
Примечательно, что нынешний до занятия должности и.о. президента республики Вадим Бровцев работал в должности премьер-министра Южной Осетии три года. Со слов жителей Цхинвала, за это время его успехи нельзя назвать грандиозными. Было построено очень мало социальных структур, еще меньше домов. Все что в городе было возведено, строили российские регионы, но никак не местное правительство.
Водопровод, который при Бровцеве был проложен по новой , замерз, как только наступили холода. История с канализационными трубами стала притчей во языцех. О них узнал весь мир. Целый год все улицы города напоминали Сталинград 1945 года. Народ отчаялся увидеть их в надлежащем виде.
Огромные рвы закопали аккурат перед ноябрьскими выборами, но цхинвальцам до сих пор приходиться перепрыгивать или обходить ямы и ухабы. Ко всем напастям на голову горожан свалился небывалый снег, которого в этом году выпало очень много и его никто не убирает.
Еще летом злые языки в Цхинвале поговаривали, что одним из тех, кто прокладывал коммуникации в РЮО был близкий родственник действующего главы КГБ РЮО Бориса Атоева. «Вот рука руку и моет, и цхинвальцы не могут достучаться до Москвы в поисках правды. Вся эта социальная неблагоустроенность вначале вынудила людей проголосовать за Аллу, а затем и выйти на улицу в декабре», – резюмировал собеседник «Кавказской политики».
Российский фактор
Источники в Цхинвале утверждают, что во вторник в Москве побывал и.о. президента РЮО Бровцев, который якобы встречался с людьми из Совета безопасности РФ. Вернулся он в республику в четверг. И, якобы, тогда же было принято решение о закрытии границы Южной Осетии с Россией.
Напомним, политический кризис в Южной Осетии возник после того, как в конце ноября 2011года Верховный суд республики признал недействительным второй тур президентских выборов, на которых победу одержала Джиоева. ЦИК РЮО признал победу за ней.
10 декабря 2011 года было подписано соглашение по урегулированию политического кризиса. В соответствии с документом президент Южной Осетии Эдуард Кокойты 10 декабря ушел в отставку, передав полномочия премьер-министру Вадиму Бровцеву.
Условия Соглашения, по мнению Джиоевой, не выполнялись правительством. 21 января 2012 года в Цхинвале прошел митинг ее сторонников. Они приняли обращение в адрес исполняющего обязанности президента Южной Осетии Бровцева.
В документе говорилось, что участники акции считают незаконным проведение выборов 25 марта, так как “выборы уже состоялись, они прошли без каких-либо серьезных нарушений, большинство народа выразило свою волю”. Тогда же Джиоева заявила о том, что отзывает свою подпись под Соглашением и заговорила о своей инаугурации.