Общество

Есть ли в исламе духовенство?

Они взяли своих священников и монахов и Ису сына Марьям себе за господ вместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться единому Богу:" Коран 9:31

Когда принявший Ислам христианин Ади ибн Хатим спросил у пророка (с.а.в.) о значении этого аята, посланник Аллаха Мухаммад (с.а.в.) сказал: "Считаете ли вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то, что они вам позволяют?" Ади ибн Хатим ответил: "Да". Пророк на это сказал: "Это значит, что вы почитаете их вместо Бога" (Бухари/Муслим)


Иногда приходится обнаруживать у некоторых мусульман чувство благоговения перед т.к. исламским "духовенством". Некоторые всерьез говорят о совершенствовании "духовных" структур в России и других странах СНГ. Отдельные люди даже стремятся получить у представителей этого "духовенства" благословения, так, как это делают у христианских священников. В связи с этим необходимо внести ясность в понимание термина "исламское духовенстве" и в понятие "духовенство" вообще.

Жречество существует с незапамятных времён. Всем известны жрецы Исиды и Орфея, Атона и Митры, Ваала и Зевса и т.д. Для руководства отправления культа они создавали сословия или касты, в которую принимали только "посвящённых". Они претендовали на то, что обладают некими тайными знаниями, якобы внушённые им богами. Для воздействия на массы они применяли различные эффекты гипнотического характера и магию. Жреческие касты обладали несметными богатствами и политическим весом. Многие монархи были вынуждены с ними считаться.

Жреческое сословие, правда, в видоизменённом, но, по сути, в том же виде образовалось и в религиях, которые принято называть монотеистическими. Суть та же. Претензии на тайное знание, сословность, баснословные прибыли за счёт народа, воздействие на политическую жизнь. Всем жрецам присуще выделение себя из массы народа по всем параметрам. Они по-другому одеваются, разговаривают на другом или несколько отличном от своего народа языке. Индийские брахманы говорят на санскрите и носят отличительные знаки, еврейские раввины на древнееврейском и тоже отличаются по внешнему виду, православные священники используют непонятные для массы своего народа обороты из старославянского и греческого языков, и также носят другую одежду и т. д.

Необходимо отметить, что т. н. "монотеистическое жречество" имеет более позднее происхождение. Если внимательно ознакомиться с историей великих пророков, то можно убедиться в том, что священничество возникало спустя некоторое время после миссии пророков Бога. Так, сословие иудейских жрецов возникло после Моисея, епископаты после Иисуса и т.д. Сами эти пророки не учили этому, даже наоборот они призывали к ликвидации всякой сословности и равенству всех людей перед Богом.

К сожалению, эта проблема появилась и в Исламе спустя несколько столетий после пророка. Слишком был велик соблазн, монополизировать религию в руках сословия жрецов, объявить Коран тайным знанием доступным только "посвящённым", использовать Ислам в корыстных интересах отдельных правителей и извлекать баснословные прибыли от своей "паствы". В различных областях Ислама появились неизвестные до этого "священники" - муллы. Появилась меченая (церковная?) иерархия. Понятия Муфтий, Шейх-уль-Ислам и т.д., которые означают лишь степень учености людей, наподобие понятий "профессор" или "академик", стали ступенями этой новой священнической иерархии. Нововозникшее духовенство наподобие своих христианских предшественников превратилось в гигантский чиновничий аппарат, который не столько пас своих овечек, сколько стриг их.

Неудивительно, что у многих народов, понятие "мулла" начало вызывать неприязнь, а потом стало синонимом таких понятий как афёра, хапужничество и т.д. Понятие муллы превратилось в народе в объект насмешек и анекдотов. Примечательно, что самый популярный анекдотический персонаж восточных народов Насреддин, является муллой (ходжой).

Мусульманскому "священничеству" присущи все черты их предшественников. Они противопоставляют себя народу, по другому одеваются, говорят на языке насыщенном арабскими и персидскими словами, непонятными своему народу, претендуют на роль "духовных" лидеров, хотя на словах говорят о равенстве всех мусульман перед Богом. Они считают, что никто кроме них не правомочен читать, и правильно понимать Коран и Сунну.

Если внимательно ознакомиться с первоисточниками, то однозначно можно сказать, что института священничества в Исламе нет, и это является нововведением. В хадисах однозначно говорится только о Пророке, Сподвижниках и Алимах. Алим это не священник, а учёный. Его статус такой же, как и у профессора или академика.

Таким образом, в Исламе понятия "священничества" нет и оно введено в подражание иудеям, христианам и другим религиям в более поздний период его истории. Это наглядно видно на примере образования "духовных" управлений в России и её бывших колониях. Все эти управления были образованы по примеру православных епархий в 18-19-х веках и были призваны обеспечивать контроль государства над верующими. В связи с этим понятие священства нужно расценивать как явление, не подтвержденное Кораном и Сунной Посланника Аллаха и должно быть квалифицировано как нововведение (бид'а).

Хадисы о недопустимости нововведений в религию Аллаха:

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы не внес нововведения в чем-либо из этого нашего дела (Ислама), это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3242). Согласно другому сообщению, он сказал: "Кто бы ни делал что-либо, что не является частью этого нашего дела, это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3243).

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) неоднократно говорил: "Всякое новшество (мухдасун) - бид'а (нововведение), всякое бид'а - заблуждение (даляля), и всякое заблуждение - в Огонь". (Передал Ан-Ниса'и в Ас-Сунан, Салят Аль-'Идайн, Баб кейфа Аль-Хутба). Сообщения с тем же самым смыслом были переданы через Джабира (да будет доволен им Аллах) Ахмадом, через Аль-'Ирбада ибн Сарийа - Абу Даудом и через Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) - Ибн Маджа.

'Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы не вносил нововведение в это наше дело, которое не часть его, это будет отвергнуто". (Передал Аль-Бухари, Фатх Аль-Бари, 2697).

Автор: А. А. Али-заде (Абдулла Али)
подписаться на канал
Комментарии 24
  • Согласен с автором статьи,проблема в том что источником решения проблем муфтии,а так же "дважды" муфтии,и "муфтии всея руси",решения проблем начали брать из реальности,в то время как ислам требует от нас чтоб мы при помощи ислама,поменяли реальность,и претворили лучшим образом закон Аллаха на земле,соответственно отвергается то что не соответствует шариату Аллаха,более того мы не должны удовлетворятся претворением части ислама,что категорически запрещено(коран 2:85),но должны создать условия для полного претворения Ислама,что возможно лишь в условиях исламского государства,соответсвенно обязательной является деятельность по установлению халифата!
    24:55.Аллах обещал тем из вас,которые уверовали и совершали праведные деяния,
    что Он непременно сделает их наместниками на земле,подобно тому,как Он сделал
    наместниками тех,кто был до них.Он непременно одарит их возможностью
    исповедовать их религию,которую Он одобрил для них,и сменит их страх на
    безопасность.Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне.Те же,
    которые после этого откажутся уверовать,являются нечестивцами.
    (162)
    1 февраля'2012 в 22:54
    • Ассаламу алейкум! Надо бы еще добавить еще и понятие праведного Исламского ученого, за которым последовали бы мусульмане. И еще про нововведения ученых, которые необходимы для развития исламского общества. Т.е. про то что сказал пророк с.г.с. тот кто внесет нововведение противоречащие исламу будет брошен в ад, тот кто внесет нововведение в пользу ислама будет вознагражден.
      (867)
      2 февраля'2012 в 11:08
      • Ассаламу алейкум! история превращения уммы в аналог РПЦ описана в этой статье
        http://golosislama.ru/news.php?id=1604
        Журнал «Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае в 1910 году и о преобразовании Оренбургского магометанского духовного собрания».... все повторяется... кстати, забавное фото ))) но ещё более забавен клоун на нём...
        (424)
        2 февраля'2012 в 11:33
        • *...пророки не учили этому, даже наоборот они призывали к ликвидации всякой сословности и равенству всех людей перед Богом..."

          Брехня. А если нет, то о халифах не мечтайте!

          Уж не знаю, что у вас,и что в этом аяте Корана имеется в виду,особенно почему Иса сын Марьям упоминается после священнков и монахов, а не впереди :)

          С вами же Святого Духа нет, то тогда наверное и духовенство не нужно.

          А нам Бог велел:
          "И сказал Господь Моисею, говоря: приведи колено Левиино, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему; и пусть они будут на страже за него и на страже за все общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии; и пусть хранят все вещи скинии собрания, и будут на страже за сынов Израилевых, чтобы отправлять службы при скинии; отдай левитов Аарону [брату твоему] и сынам его [священникам] в распоряжение: да будут они отданы ему из сынов Израилевых; Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти."

          "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
          Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся."
          (-1228)
          2 февраля'2012 в 11:43
          • Нуреддин, Ассаламу алейкум!
            у нас говорят:
            aņķau elge – aramza molla - аңқау елге – арамза молдеке
            (для простака и проходимец проповедник)
            (424)
            2 февраля'2012 в 12:08
            • Не будет у вас муфтиев, тогда будут шейхи.
              Если у шейха будет немало хорошо вооруженных соратников, то это будет большой шейх - ученый.
              А если армия, то - самый умный - преумный шейх. Главный. Набольший вельможа... :)) Халиф,однако.
              (-1228)
              2 февраля'2012 в 12:23
              • *Алим это не священник, а учёный. Его статус такой же, как и у профессора или академика.*
                Особенно если ему дать много FIM-92 Stinger и какую-нибудь замысловатую бомбу...
                Будет кабаре - академия... :))

                *самый популярный анекдотический персонаж восточных народов Насреддин, является муллой (ходжой).*

                А он вроде умный? Или нет?



                (-1228)
                2 февраля'2012 в 12:38
                • Товарищи, почему никто российский народный муфтият не поддерживает?
                  Только я убогий?

                  Товарищ Сталин, вы большой ученый,
                  В науках Вы познали высший толк.
                  А я простой советский заключенный,
                  И мой товарищ — серый брянский волк…
                  (-1228)
                  2 февраля'2012 в 12:41
                  • Kyana, во-первых, меня всегда удивляло то, что когда христианам говорят о том, что они делают нечто такое, чего Иисус не делал, они тут же приводят в свое оправдание цитаты из Ветхого Завета, а когда христианам говорят, что они не делают то, что написано в Ветхом Завете, они говорят: "Это к нам не относится, Ветхий Завет отменен Новым Заветом". Именно поэтому Аллах сказал об иудеях следующие слова:

                    "Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете." (Коран, 2:85)

                    Во-вторых, ваше писание искажено также, как и ваше понимания его. Наш пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, будучи на смертном ложе и не в состоянии руководить молитвой, также назначил одного из своих сподвижников, а именно - Абу Бакра, руководить ею. Однако и сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и его даже самые близкие сподвижники, и праведные халифы после его смерти, не носили никаких особенных одежд или отличительных знаков, они жили в обычных домах и ели обычную пищу. И когда после смерти очередного правителя избирали следующего, никто из них не говорил о каком-то особенном "назначении свыше" и "богоизбранности" на руководящую должность.
                    (1044)
                    2 февраля'2012 в 12:49
                    • Махди,
                      1.Новый Завет Мессии с людьми и Завет Бога с народом богоизбранным - это один Закон и один Прямой Путь.
                      2. Не верите и отвергаете другие Писания - вы. И вам за это будет воздаяние.
                      3.Прочитайте "Жизнеописание пророка Мухаммада" Это на вас надвинулась"смута темнее ночи", а не нас. У нас Свет Аллаха...

                      ....
                      Живите тыщу лет, товарищ Сталин,
                      И пусть в тайге придется сдохнуть мне,
                      Я верю, будет чугуна и стали
                      На душу населения вполне.
                      (-1228)
                      2 февраля'2012 в 13:10
                      • Kyana,Отдыхай лучше...
                        (162)
                        2 февраля'2012 в 16:39
                        • Как это отдыхай?

                          Вы же по уничтожении своего "института священничества" мериться "умами" начнете. С вероятным буйством и непотребством.
                          А мы, что, должны страдать?
                          Я вообще живу в городе, где располагается немалая часть муфтията и целая армия "гастарбайтеров"
                          Как говорится в народной мудрости:
                          "С неба звездочка упала
                          прямо милому в штаны.
                          Пусть взорвет там что попало,
                          только б не было войны"
                          (-1228)
                          2 февраля'2012 в 17:06
                          • Kyana, Вы берете на себя слишком много дерзновений отрицать очевидную правду и утверждать очевидную ложь. Очевидную для размышляющих, к коим Вы ввиду закостнелости гордыни не относитесь. Умерьте гордыню и больше задавайте вопросов, а не хайте то, чего не в состоянии понять(по крайней мере пока). И помните, что мусульманином станет КАЖДЫЙ, но некоторые еще при жизни...Ибо в День Суда будет уже поздно! Вы верите в догматы, которые являются умствованиями людей, а Библии Вы сами не верите... Ткните в Библии на слова пророка Исы(мир ему), где он говорит - "Я - Бог!"(астагфируллах), или "Я сын Бога!"(астагфируллах) - Вы этого не найдете, так-что догматы христианства - это и есть те удобные для слабой души ниши, которые будут опущены в ад. Задумайтесь!
                            Даже пророк Иса(мир ему) говорил, что покуда не уйду я не придет утешитель(Это о Пророке Мухаммеде(с.а.с.)) - и это есть в Библии. читайте и внимайте, размышляйте. А потом беритесь за Куран и поймете, что Ислам - это единственный путь.
                            (1412)
                            2 февраля'2012 в 18:03
                            • А как же Утешитель приходил к Мусе? Если Пророка еще тогда не было?
                              Вообще-то мы уверены, что религия Авраама, Исаака, Иакова - единственно верный путь...
                              Мы правду очевидную не отрицаем.
                              "Сын Божий" - это аллегория. Мессия одним словом.
                              (-1228)
                              2 февраля'2012 в 18:48
                              • Сын Божий, Младенец Эммануил, Лев из колена Иудина, Агнец, Ангел, Царь, Первосвященник, Отрасль от корня Иессеева...
                                (-1228)
                                2 февраля'2012 в 18:53
                                • Kyana, Не там читаешь... Начти с рождения пророка Исы(мир ему)...
                                  (1412)
                                  2 февраля'2012 в 21:51
                                  • Rashad_rus, вот как, значит Утешитель не Пророк?
                                    (-1228)
                                    3 февраля'2012 в 10:00
                                    • Kyana,я вижу благо в том что ты тут пишешь,смотря на твою ахинею,с точки зрения Ислама по другому назвать нельзя,мусульмане начинают глубже изучать ислам,вопросов же много возникает,приходят в мечеть узнают,а там мы их уже ждем!!!соответственно,мусульмане правильно начинают понимать ислам,а ты,довольствуйся тем что имеешь...
                                      а Аллах сказал:
                                      Сура 15. Aл-Xиджp
                                      1. Алиф. Лам. Ра. Это - аяты Писания и ясного Корана.
                                      2. Неверующие непременно пожелают оказаться мусульманами.
                                      3. Оставь их - пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро
                                      они узнают.
                                      (162)
                                      3 февраля'2012 в 10:12
                                      • Нуреддин, ислам - религия Авраама, Исаака, Иакова?
                                        Ну тогда, какие претензии? У нас как раз та самая религия. Ислам. :)
                                        А Утешитель - это Утешитель. Свет Ислама.
                                        А вы, видимо, сабии еще.
                                        (-1228)
                                        3 февраля'2012 в 10:20
                                        • Мир вам, братья и сестры! Я не знаю какие цели преследует гость под именем Kyana, но эта статья актуальна для мусульман, поэтому вернемся к смыслу статьи от бесплотных попыток остановить словесный поток Kyana. Действительно, воочию уже убедилась о возникновении какого-то "духовного сословия" в рядах мусульман, которые "служат" при мечети (ой как это становится похоже на церковных служащих). На своей практике столкнулась с тем, что существует некий прайс-лист на услуги: чтение джаназа намаза, чтение Курана на дому и т.п. После этого я у меня появился вопрос: а что, награда у Аллаха уже не ценится? И еще немаловажный момент - это то, что такое деление на "духовное" сословие и "простых" людей, еще больше ведет к отделению религии от жизни, а это уже не из Ислама. Хвала Аллаху, Он дал человечеству последнюю религию до Судного дня - Ислам. Эта религия остается актуальной благодаря чуду, ниспосланному Пророку Мухаммаду (с.а.с.) - это Коран, в котором содержатся законы от Создателя, которые упорядочили жизнь людей 14 веков назад и, дай Бог, упорядочат и в наше время, если мы будем их соблюдать.
                                          (973)
                                          3 февраля'2012 в 11:50
                                          • Ладно уж. Встреваю на этой неделе последний раз.:)
                                            На всякий случай.
                                            У "церковных служащих" "некий прайс лист" называются по-простому пожертвования.
                                            У нас тоже полно всякого люду, которым очень не нравится, что надо бы жертвовать что-либо. А если напомнить о десятине, то вообще гневаются... :(

                                            Про вас - не знаю.
                                            Все муфтии, которые общаются и дружат с нашщими православными епископами - хорошие.
                                            (-1228)
                                            3 февраля'2012 в 12:05
                                            • сестра Наталья, я согласен с тобой!الحمد لله رب العالمين
                                              (162)
                                              3 февраля'2012 в 17:47
                                              • Мне очень нравится статья М.Карачая на исламньюс. Статья написана еще в 2001 году, но, к сожалению, не потеряла своей актуальности:
                                                http://www.islamnews.ru/news-5772.html
                                                Духовная вертикаль у мусульман: миф или реальность?

                                                Если администрация решит, что она подходит к публикации, можно перепостить, как перепостили неприятные статьи исламофобов (мне кажется это было лишним).
                                                (137)
                                                6 февраля'2012 в 14:22
                                                • Во многом согласен с проблемой, которая существует в деятельности ДУМ (Духовных управлений мусульман). Но мы должны понять, что сотрясая воздух, требуя устранения таковых с поля исламской деятельности и дагвата, не предлагаем ни чего другого. Также не надо забывать, что для официальной законной деятельности в исламском поле ДУМы необходимы, т.к. этого требует закон. Законы мы можем критиковать, обсуждать их несовершенство, но отменить или игнорировать их не можем. Исходя из этого, у многих есть возможность действовать самостоятельно, как физическое лицо или, объединившись, как религиозная группа или объединиться в религиозную организацию с правом юридического лица. Еще раз повторяю, что согласен с частью критики в комментариях и присоединяюсь к ней, но мы должны быть справедливыми и не уподобляться крикунам и критиканам «всего и всея» не построившим ни одной мечети и не создавшим ни какой альтернативы ДУМ, которые хоть как то организуют разрозненные общины мусульман. Конечно, надо исключить из этого списка ДУМ, стоящие на откровенно антиисламских позициях и солидаризующийся с откровенными, мягко говоря, с общеизвестными недругами мусульман, такими как Рома Силантьев и его воинство в стане мусульман Фарит Салман (Рушди), Хузин и еще многие еже с ними., которых можно узнать по их антиисламской риторике и заявлениям.


                                                  (4056)
                                                  12 февраля'2012 в 10:41