Пятилетний Саид Андреевич Дедков – один из «этнически» русских мусульман, число которых в последние годы заметно увеличивается в городе Красноярск. Родители Саида - мусульмане, русские по национальности. В центре Красноярского края еще не вошло в привычку давать славянам арабо-тюрко-персидские имена, в ходу все больше имена греко-латино-еврейского происхождения, поэтому, когда пять лет назад отец регистрировал малыша в органах загс, работники учреждения подумали, что родители дали ребенку имя героя бразильского телесериала «Клон». Счастливый папаша улыбнулся в ответ и покачал головой: нет, не в честь того Саида из «Клона», и даже не в честь героя из «Белого солнца пустыни».
Отец мальчика Андрей Дедков принял ислам около десяти лет назад. Он - один из первых русских мусульман Красноярска.
- Десять лет назад в городе нас было всего трое русских мусульман, - рассказывает Андрей. – Сейчас я не могу точно сказать, сколько за это время русских приняло ислам в Красноярске, если приблизительно, то более пятидесяти человек. Раньше мы все знали друг друга, сейчас мечеть посещают русские парни, которых я уже не знаю. Есть у нас и еврей-мусульманин, есть и армянин, теперь вот есть и поляк (указывает Андрей на парня напротив. - Авт.)…
В исламе Андрей Дедков взял имя Али.
- Конечно, менять имя вовсе необязательно, ислам не требует этого, - говорит он. - Но я решил взять новое имя, потому что каждый раз, когда меня называют Али, это мне напоминает о том, что я мусульманин, это дает некий стимул, подчеркивает, что я в исламе.
В ислам Андрей пришел через друзей дагестанцев, с которыми вместе занимались спортом. - Я увидел, что парни за короткое время очень изменились в хорошую сторону, - вспоминает он. – Сначала они не были соблюдающими мусульманами, как и многие, вели неподобающий образ жизни. Изменения произошли за какие-то две недели, пока я их не видел. Мне стало интересно, что могло с ними такого произойти, если они стали так следить за собой, изменились и внешне, и внутренне, заговорили о вере, о совести человека. На многие мои вопросы они, как новички, еще не знали тогда ответа. Я стал общаться с ними, а через них и с другими мусульманами.
- Второе, что привлекло меня в исламе – это культура общения, мусульманский этикет, - продолжает Андрей. - Вначале ведь человек не интересуется сразу же глобальными вопросами, вопросами акиды (вероубеждения), например. Ему хочется понять более приземленные вещи, правила поведения, и всему он находит логическое объяснение в исламе. Привлекли меня братские взаимоотношения. Я и раньше видел, как мусульмане, приветствуя, обнимают друг друга, но думал, что все это показуха, потом, когда сам начал общаться с мусульманами, стал понимать, что чувства братства идут от веры.
Андрей Дедков известный в крае дзюдоист. Среди красноярских русских мусульман немало спортсменов, в их числе самый сильный человек Сибири, мастер спорта международного класса, чемпион России по силовому троеборью Роман Гаврусик, поставивший мировой рекорд, протянув связку из 15 машин (20 тонн) на расстояние пятнадцать метров. В исламе силач взял имя Кахарман, что значит богатырь. Студенту физкультурного факультета Павлу Ляховскому имя менять не пришлось. Мусульмане теперь называют его Паша с ударением на второе «а».
Роман Гаврусик – сибирский богатырь.
В отличие от Андрея Павел сначала принял ислам, и лишь затем познакомился с местными мусульманами. Паша стал мусульманином около двух месяцев назад. Ислам изучал самостоятельно, в основном через интернет. Он рассказывает, что сначала родители не одобрили его поступок, не в восторге были и знакомые по институту, считая, что его «заманили» в ислам. Павел убедил родителей, что ислам – его осознанный религиозный выбор. Через непонимание родственников прошли и другие парни.
- Много негативной информации идет через СМИ о мусульманах, поэтому и возникает непонимание, - говорит Андрей Дедков. – Хотя искренне верующие – это идеальные граждане для своей страны. Государству легче управлять тысячами верующих, чем одним неверующим, потому что у каждого верующего внутри сидит полицейский, который все время ему напоминает, что то нельзя, и это нельзя. А к неверующему человеку государству надо обязательно приставить реального полицейского, потому что человеку-безбожнику все "по барабану", он может в любое время украсть, напиться и натворить нехороших дел. Сегодня много говорят о коррупции. А корни коррупции лежат в безверии человека, потому что человек, не осознающий, что он все время находится под наблюдением Всевышнего, будет продолжать брать взятки. Я хочу сказать, что верующие люди идеальны для управления, но они очень плохи для манипуляций. Их нельзя убедить, что ссудный процент это хорошо. Мусульмане не пьют и под проценты деньги не берут, очень неудобные люди для манипуляций, поэтому и много негатива в подконтрольных СМИ…
Через месяц с небольшим придет Рамадан – время особого служения Всевышнему. В священный месяц вместе с сыном держит пост и мама Андрея. Шаг за шагом русские мусульмане Сибири находят взаимопонимание в кругу родственников и земляков.