Мусульмане Сенегала в следующем месяце собираются бросить вызов многолетней традиции, согласно которой им положено голосовать на выборах за того кандидата, которого одобрят местные духовные лидеры.
«Мой марабут [религиозный наставник, устаз] наставляет меня на пути Аллаха», - говорит 27-летний пекарь из города Туба Майоро Дионе. – «Но выборы – это моя частная жизнь, и я буду сам решать, как голосовать».
Начиная с 19 века община мюридов играла значительную роль в формировании сенегальской демократии. По традиции перед любыми выборами в стране кандидаты на политические посты встречались с марабутами и старались заручиться их поддержкой.
«Сюда приходили почти все кандидаты», - говорит шейх Абдул Ахад Мбаке Гаинде Фатма, правнук основателя общины мюридов, шейха Ахмаду Бамба Мбаке. – «Политик, который находится не в хороших отношениях с шейхами Тубы, не может управлять этой страной».
Во время ежегодного фестиваля мюридов, на который съезжаются сотни мусульман со всей страны, Абдул Ахад по традиции вручает приз «ндигель» тому или иному политику – это означает, что ученики и последователи шейха должны проголосовать на выборах именно за этого кандидата.
К шейху приезжал не только президент Абдулайе Ваде, который собирается побороться за третий срок, но также его премьер-министр, министры финансов и внутренних дел. Бывшие премьеры Идрисса Сек, Маки Салл и Мустафа Ниассе тоже добивались благосклонности шейха, как сообщает Reuters.
Однако в последнее время все больше мусульман Сенегала выражает недовольство по поводу влияния шейхов на политику. – «Население становится более урбанизированным, информированным и образованным, у него формируется гражданское самосознание и зрелость, которые и приводят к отвержению ндигелей», - комментирует ученый из университета Дакара Абду-Азиз Кебе.