Общество

"Халявный Ислам" для "инвалидных мусульман"

Среди российских мусульман есть такой стереотип, что все, касающееся религии, должно быть бесплатным - учеба, мероприятия, праздники. Даже про литературу так многие до сих пор думают, хотя сейчас уже в меньшей степени, чем это было лет 10 назад.

Это типичная инвалидная логика. Рассуждаем так, словно российские мусульмане – это какие-то инвалиды, которым кто-то должен все время что-то на блюдечке приносить, как будто кто-то обязан оплачивать наши попытки что-то наладить и постоянно нам помогать в реализации наших нужд. А мы еще подумаем, надо это нам или нет.

Мы за все везде платим так, как это того стоит. Только Ислам (точнее продукты исламской инфраструктуры) почему-то должен быть на халяву. Но то, что бесплатно, как правило, и качества бывает такого же… бесплатного. Если же мы хотим качественный конкурентно способный продукт, способный на что влиять и кого-то заинтересовывать, то надо приготовиться к тому, что и стоить он будет соответственно.

Любая деятельность, продукт, ресурс в этом мире имеет свою цену. Так устроено Аллахом, и ничего зазорного в признании этого нет. Тем более для мусульман, в религии которых этика бизнеса, труда, накопления, потребления, здорового капитализма прописана как нигде.

Хватит этого неисламского ханжества. Отношение к деньгам должно быть здоровым, исламским, как в Сунне. Посмотрите жизнеописания видных сподвижников – они были щедрыми на траты на пути Аллаха, но хорошо знали силу и цену деньгам, были расчетливы и деловиты. Никто из них не требовал от Пророка (мир ему), чтобы он оплачивал их интерес к религии.

За любой продукт – книги, концерты нашидов, образование – кто-то же все равно в конечном итоге платит. Услуги концертных залов, типографий, учителей стоят денег, электричество, вода, время тоже имеют цену. Даже Коран Аллах ниспослан как милость для всех, но в вербальном виде (слов), а не готовыми книгами. Последние же надо еще издать. И это не бывает бесплатно.

Если сами мусульмане, которые пользуются этими благами, отказываются на них тратиться, то тогда должен быть кто-то расходующий на это – богатый российский спонсор, иностранные фонды, государство.

И мы считаем это нормальным. Учитывая даже то, что, принимая помощь со стороны, часто сами себя ставим в некоторую зависимость от жертвователя, кем бы ни был – татарским или кавказским олигархом, иностранным фондом или государственным грантодателем.

Нам, здоровым мужчинам, не стыдно быть в положении иждивенцев, нахлебников, которые ждут, что кто-то за них заплатит, словно мы инвалиды без рук и без ног, помощь которым, действительно, оправдана и необходима. Мы можем громко кричать о том, что продавать экземпляры Корана в лавке при мечети – это кощунство, т.к. наживаться на Слове Аллаха нельзя, и в то же время ждать, когда нам бесплатно протянут этот Коран, напечатанный на средства саудовского короля, а потом хвалится такой удачей между собой.

Еще не так давно постоянно в том же духе говорили обо всей религиозной литературе, которую продавать нельзя, мол, "недопустимо зарабатывать на Исламе", т.е. надо ее раздавать. Удивительная логика. Диву даешься.

Книгоиздательство – затратный, трудоемкий бизнес. Нужно найти редакторов, менеджеров, корректоров, переводчиков, авторов, транспорт, сбытчиков и проч., и проч. Все это затраты и затраты. Если издатель будет книги раздавать, то как, вообще, будет функционировать его организация! На что литература будет выходить!? Даже удивительно, что такие вещи приходится объяснять.

Если нам чего-то требуется или хочется, будь то концерт, детский праздник, мероприятие, мечеть, медресе, надо научиться за это платить самим, а не ждать "благочестивого спонсора", который придет и нам все организует, профинансирует и позовет. Например, мы хотим, чтобы в Москву приехал с концертом Сами Юсуф, которого уже видели во всех западных и мусульманских столицах. Тогда надо быть готовыми купить билеты, а не получить их "на халяву", "по знакомству", "по статусу" или "потому что мы читаем намаз". На эти деньги будет арендован зал, оплачены все соответствующие услуги, выплачен гонорар артистам и организаторам акции.

Далее – по этой же схеме. На вырученные средства может быть проведен новый концерт. Так заработает соответствующее мусульманское агентство или продюсерский центр. Появится индустрия исламского досуга и отдыха.

И так же на нормальной деловой основе должна быть построена вся инфраструктура. Есть спрос – есть адекватное предложение. Все просто. Только в этом случае она будет жизнеспособной, успешной, профессиональной.

Если же мы не готовы платить за свой интерес к Исламу, если мы не готовы тратиться на исламскую инфраструктуру, мероприятия и продукцию, если мы не готовы вкладывать в свою религию, то это значит только одно – так она нам нужна. Это реальный показатель нашего имана. Можно сколько угодно кричать о любви к религии, рвать рубаху за Ислам, но по большому счету значит только то, сколько вы денег, времени, усилий потратили на пути Аллаха.

Надо срочно избавляться от психологии халявщиков и иждевенцев. Мы просто обязаны научиться поддерживать Ислам рублем. Это конкретное доступное каждому проявление веры, нашей исламской активности, здесь и сейчас.

Конечно, есть исключения. Нуждающиеся люди, безусловно, сами должны получать нашу поддержку. Для них должны быть предусмотрены бесплатные программы. Но это частности. И опять – поддерживать их мы должны сами, а не ждать более успешных и состоятельных единоверцев из-за рубежа.

Важен еще вот какой момент. Когда люди тратят свои собственные деньги, делают осознанный выбор, расставаясь с заработанным, - это заставляет их относится к приобретенному с большим вниманием, ответственностью, больше ценить его. А когда что-то получено на халяву, то и отношение соответствующею. Бесплатное мало ценится.

Вообще непонятно, почему мусульмане в России решили, что им кто-то что-то должен, откуда у них взялась эта инвалидная логика. В мире есть куда более нуждающиеся, в Сомали, Афганистане, Бангладеш, где люди зачастую буквально умирают с голоду без крыши над головой.

Ислам в России только тогда встанет на ноги, только тогда окрепнет, когда перейдет на самофинансирование.

Тратя деньги на мусульманские, халяльные, религиозные услуги и товары, вы не просто расходуете на богоугодное дело, что самом по себе хорошо, но и вкладываете в развитие, продвижение, укрепление Ислама. Т.е. участвуете некоторым образом в джихаде.

Поэтому даже если эти услуги и товары пока несовершенны, на них все равно надо тратить. Этим самым мы стимулируем их развитие. Иначе, если выбрать более качественные вещи, наша собственная инфраструктура не будет улучшаться, а, того гляди, и вообще сойдет на нет за ненадобностью.

Я не призываю, конечно, не глядя, тратить на все, что подается под вывеской Ислама, халяля, Шариата. Надо выбирать. Если что-то не нравится, искать лучше, но стараться, когда есть возможность, делать это в рамках того, что предлагают братья и сестры. Такой подход еще более стимулирует наших бизнесменов. То, что не будет востребовано, не качественное, не конкурентно способное отомрет, а то, что пользуется спросом, еще более продвинется на рынке.

Будет работать только то, что, действительно, востребовано, т.е. то, за что вы готовы заплатить. Почему открывается так много магазинчиков женской мусульманской одежды? – девушки тратят на нее свои деньги. Есть спрос – индустрия растет.

Да, у нас так сложилось, что многие не доверяют ящикам в мечетях и не готовы к банальным садака после намаза. Может быть, проблема утрирована, но основания для скептического отношения тоже есть. Зафиксированы случаи, когда во время отпуска имама одной из крупных мечетей страны сборы садака вырастали в ней на порядки, а как он возвращался опять падали. Как говорил герой популярного фильма: "Терзают смутные сомнения"…

В случаях, когда есть реальные основания подозревать кого-то в нечистоплотности, требуйте отчетности, инициируйте аудиторскую проверку, собирайте людей, контролируйте администрацию своих мечетей.

Но можно также расходовать адресно. Платите конкретно преподавателям; привезите стройматериалы для возведения мечети, если боитесь перечислять деньги на счет; купите, в конце концов, 10 кусков мыло в тахаратную; вставьте разбитое стекло, пропылесосьте в своей мечети после джума. Участвуйте в жизни джамаата деньгами, временем, силами.

Не ждите пока за вас это сделает кто-то другой. Давайте сами себя всегда спрашивать: если не я, то кто?

Как бы там что кто ни говорил, большинство мечетей в России существует за счет наших садака. И жертвуя на них в любой форме, мы в конечном итоге тратим на самих себя. Наша милостыня возвращается нам же в виде тепла, свежих ковров, воды, чистых туалетов, света и т. д.

Наполеон говорил, что народ, который не содержит свою армию, будет вынужден содержать чужую. В нашем контексте ее можно перефразировать, что, если мы не будем содержать свою религиозную инфраструктуру, тратить на Ислам, получится так, что мы будем содержать чужую.

Не будет средств на мечети, они закроются. Но свято место пусто не бывает: на их месте появятся православные церкви, протестантские центры, кришнаитские капища. Они будут работать с окружающими людьми, и могут найтись те, кто потянется к ним, понесет им свои пожертвования.

Если хотите, чтобы в вашем городе были достойные халяль-кафе, посещайте их. Если хотите, чтобы в них проводились интересные мероприятия, приходите на них и покупайте чего-нибудь. Хотите концертов нашидов и детских праздников, оплачивайте билеты. Нужны фитнес, такси, бани для мусульман, тратьте на них. Нравится читать исламские сайты и книги, жертвуйте на них, покупайте. Желаете отправлять детей в религиозные летние лагеря, приобретайте путевки.

Другого пути нет. Давайте исходить из принципа, что ничего бесплатного, халявного, нет, по определению. За все кто-то платит. И лучше за все по-любому платить самим.

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
подписаться на канал
Комментарии 12
  • Статья острая, но правильная.
    По-поводу мест под мечети - стройте их на выкупленной земле! Тогда будет хотя-бы минимальная защита от произвола чиновников - частная территория пшли вон! Как впрочем и силовики, если перекрыть входы и помещения скрытыми веб-камерами, с записью на удаленный сервер, дабы зафиксировать произвол, если такой будет. Так и защита от воров, навроде Гришина и его команды... А вот собирать средства на строительство - это уже решать тем, кто готов помочь.
    (1412)
    17 января'2012 в 02:46
    • Остается непонятным, какое отношение имеет автор к исламу? Какие концерты?! Вы вообще о чем? Взгляд светского обывателя на религиозные с его точки зрения, проблемы.
      "Тратя деньги на мусульманские, халяльные, религиозные услуги и товары, вы не просто расходуете на богоугодное дело..."
      Почему бы не раздавать исламскую литературу на простой бумаге бесплатно? Христиане, между прочим, делают это. На улицах подходят с Библией. Вот таким образом надо расходовать на Богоугодное дело! Распространять религию Аллаха!
      (-1)
      17 января'2012 в 11:28
      • Sister, ты не права сестренка. Меценатов богатых мало, и их пожертвований на все нужды уммы не хватит. А нас, людей среднего инизкого достатка много. Грубый пример 100 богатых рожертвовали по 1000$, получается меньше чем если 100000 мусульман по 10$. И еще одно, пожалуйста не будь столь резка в высказываниях. Человек хотел как лучше, и все мы имеем свойство ошибаться. Мусульманин как зеркало для другого мусульманина, надо ошибки друг друга прощать и исправлять увещевая без грубости. А тебя я люблю ради Аллаха.
        (92)
        17 января'2012 в 11:58
        • Sister, вот и Абдулла говорит о таком подходе...потребительское отношение, страсть к халяве - далеко приведет.
          (59)
          17 января'2012 в 13:32
          • Вот ведь наше потребительское отношение. Кто должен распечатать листы с литературой и раздавать их? Разве это не требует денег? И разве вам не приятнее взять в уки книгу хорошего качества и получать удовольствие от ее чтения? Надо повышать уровень мусульманской уммы, надо, что бы у нас все было лучшее. А не равняться на листочки провославных.
            (6)
            17 января'2012 в 13:40
            • Очень правильная статья, Я полностью согласна. Хватит жить и думать по логике попрошаек, что к стати не приветствовал Пророк (с.а.с). Нужно сделать себя быть полезным и нужным человеком. Всевышний многим из нас дал такую возможность.
              (4)
              17 января'2012 в 13:56
              • Гузель, без сомнений...
                (15081)
                17 января'2012 в 14:37
                • ...ас-саляму аляйкум ва-рахмату Ллахи ва-баракатух...что то ни чего я бесплатного для мусулман ни где не вижу и не помню что бы такое "бесплатное" где то было....ну разве несколько путевок на "хадж" по квоте от саудитов....если обыкновенная курица стоит в магазине 100 то халял обязательно 110, платья для женщины прстого за 500-600 не найдешь...все дороже 1000...и наких таких "инвалидов" это расчитано????....так что не надо клеветать на умму...всегда люди приносят садаку и готовы на пожертвования...и за все платят сполна...а многие "бизнесмены" от ислама пользуются малым ассортиметом и отсутствием реальной конкуренции в этой сфере и дерут три шкуры с мусулман.....да простит меня Аллах - если это неправда....
                  (1474)
                  17 января'2012 в 18:03
                  • Idris, вя аляйкум салям. Отчасти ты прав. Наши торговцы не научились вести дела по мусульмански и гонятся за сиюминутной прибылью. Но речь не столько о них, о более серьезном подходе к иждивенческой психологии, которая распространяется к сожалению быстрее чем растет иман у некоторых людей. Так что статья "не в бровь а в глаз".
                    (90)
                    17 января'2012 в 18:37
                    • Idris, Вы наверно не в тех кругах бывали,а вообще у нас В Росии у всех логика что нам кто-то что-то должен, многие жалуются и ничего от себя не делают. Живут по принципу "моя хата с краю", это не только мусульман касается. И в статье говориться что лет 10 -15 назад очень выражено было что все мы от Ислама в наш адрес ждали пожертвований. Вопрос вам о платьях: ВЫ сами сшили бы платье за 500-600руб., учитывая покупку материала, энергию затрачиваемую на швейную машину, нитки, пуговицы, ВРЕМЯ (которое вы смогли бы потратить на свои дела), вашу личную работу?
                      Спасибо что есть эта одежда, что люди её возят, есть выбор. Лет 10-15 назад мы эту одежду шили под заказ для себя в ателье, потому что не было. И выходило на порядок дороже. А если кому-то не нравится выход есть: покупайте билет в страну из которой этот товар привезён, езжайте, ищите, покупайте и привозите. Тогда посмотрим за какую цену этот недовольный человек будет продавать этот товар. Возмущение в большинстве случаев имеет тот человек, который никогда это не делал, не сталкивался с этой проблемой.
                      (4)
                      18 января'2012 в 09:56
                      • абу Джабраиль, присоединюсь к твоему согласию с Гузель.
                        Абду Джабраиль, не знаю, как с тобой связаться. Есть новости по рейтингу?
                        (137)
                        20 января'2012 в 12:12
                        • IslamTop, новости есть, вступительные так сказать. Наш программист сейчас едет в поезде, поэтому связь нестабильна и только мобильна, но как он доберётся до места, обещал здесь отписать тебе. Первое что он сходу зарядил, это мыль о разделении кода на две части, т.е. изображение одним кодом, данные для запроса посетителей другим, передавать для установки сразу два одним текстом. В чём суть? В блокираторах рекламы, которыми и он тоже пользуется, они блокируют рекламные изображения - баннеры, и у кого они запущены, те могут не попадать под учёт рейтинга.
                          Но это так, мысли на ходу, думаю вам с ним будет о чём пообщаться.
                          (15081)
                          21 января'2012 в 20:05