Трагические события, происходящие сегодня в мире, в особенности, у нас в России, ложатся тяжелым грузом на наши души.
Действия тех, кто выбрал средством достижения целей насилие и месть, дискредитируют целые народы, обесценивают постулаты, являющиеся святыми для всех верующих, усугубляют и без того непростое положение мусульман в мире. Ислам наряду с тем, что ставит условием законность и дозволенность преследуемых целей, делает акцент на законности и дозволенности путей, ведущих к ним. В противном случае, даже если цель кажется справедливой, выбравших не дозволенные средства и методы ждет страшное воздаяние за содеянный грех.
Становление человека сравнимо с прорастанием семени, в которое Всевышний Аллах заложил множество потенциальных возможностей. Например, если семя не попадет в должное место произрастания или окажется под воздействием различных негативных факторов, то оно сгниет или бесследно исчезнет. Если же оно найдет благоприятную среду, то, пройдя определенные стадии, превратится в прекрасное растение, а иногда и в плодоносящее дерево. Аналогично Всевышний Творец заложил в каждом человеке неописуемое множество способностей и возможностей. И если семена этих возможностей посеять на почву морали и духовных ценностей, орошать верой и поклонением, то произрастет прекрасное дерево, ветви которого устремятся в вечность. В этой жизни его плодами будут добродетель и высокие нравы, а в будущей — нескончаемое наслаждение и счастье.
Среда, окружение, атмосфера оставляют неизгладимый след в мировозрении каждого человека. Не зря в одном из хадисов подчеркивается важность правильного выбора круга общения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Каждый человек в вере [под влиянием веры, мировоззрения] близкого друга своего. Пусть же каждый смотрит, с кем он поддерживает близкие отношения!» /1/
Жизнь... Досадно, подчас больно до слез, что некоторые не имеют понятия о значении, придаваемом Кораном ценности человеческой жизни. Всевышний Аллах в Своем заключительном Послании сравнивает лишение одного человека жизни с убийством всего человечества в целом и, наоборот, оживление [духовное, интеллектуальное, моральное и т. д.] одного человека, с предоставлением жизни всему человечеству.
Серьезным назиданием для нас является повествование из Корана, в котором Всевышний Аллах направляет трех ангелов:
Джабраиля, Микаиля и Исрафиля в людском облике для уничтожения народа Лута. Речь идет о народе, впервые принесшем человечеству страшнейший смертельный проступок, известный как содомский грех. Они не желали внимать пророческому призыву и отказываться от присущей им непристойности. Более того, они как поступками, так и словами накликали на себя Божье наказание. Обращаясь к Луту, они молвили: «Напусти же на нас наказание Аллаха, если ты правдив». И Аллах отправляет ангелов для приведения в исполнение обещанного наказания. По дороге к Луту они посещают Ибрахима (Авраама), чтобы известить о рождении его сына, Исхака. Вот как это описывается в Коране: «И когда с благой вестью пришли посланники Наши к Ибрахиму, они сказали: «Мы погубим распутных обитателей тех мест. Они, поистине, в грехе погрязли». Им Ибрахим ответил: «Там же Лут!» Они сказали: «Нам лучше знать, кто там. Мы спасем его и его семью, кроме жены, что подвергнется наказанию». /2/
В тафсирах подробнее приводится разговор между Ибрахимом и ангелами. Ибрахим спросил: «Уничтожите ли вы селение, в котором триста людей верующих?» «Нет», — ответили ангелы. «А то, в котором двести?» — вновь спросил пророк.
«Нет», — сказали они. «А если сорок?», — спросил Ибрахим. Последовал аналогичный ответ. Ибрахим продолжал вопрошать, пока не сказал: «А уничтожите ли вы то селение, в котором лишь один человек с верой?» Ангелы и тогда ответили: «Нет». После чего Ибрахим воскликнул: «Поистине в этом селении Лут!» Ангелы ответили: «Нам лучше знать, кто там». /3/
Вывод: никто не имеет права подвергнуть опасности жизнь какого-либо человека, тем более того, в сердце которого вера во Всевидящего и Всезнающего Аллаха. Закон Всевышнего гласит: «Ни одна душа не понесет греховное бремя другой души». /4/
Преломляя кораническое к событиям этих дней, зададимся вопросом: Почему же отдельные государства, общества или личности ставят себя выше Всевышнего и Его законов, вынося и утверждая собственные правила? Опираясь на какие постулаты и каноны, они чинят суд над безвинными людьми?
Нужно четко осознавать, что каждый, каждый понесет ответ за содеянное. Часто встречается, что зло порождает зло.
Действительно, обстановка царящая в условиях многолетних военных действий, горестей и потери близких, толкает на отчаянные и дерзкие деяния. Но все равно насилие недопустимо, так как основным нашим законом является божественное послание, осуждающее подобные действия. Нашим примером для подражания является Пророк Мухаммад и никто другой. В жизни Посланника Божьего мы не увидим ничего, что могло оправдать поступки тех, кто причиняет боль и скорбь другим людям.
Общество устало от воин, вражды и неурядиц. На сегодня, оно нуждается в мире, милосердии и спокойствии как никогда.
Между людьми столько общего, почему же мы не находим и не стараемся найти пути единения? Ведь каждый несет в себе что-то благое, чего нет в других. Почему не предпринять попытки извлечения благого из межличностного, межнационального и межконфессионального общения?
Трудностей, проблем на нашем пути — множество. Опечаливает тот факт, что порой они искусственно создаются кем-то, возможно, преследующими корыстные цели или оказавшимися под влиянием сатанинского воздействия. Если постоянно акцентировать на этих проблемах внимание, то мы не сделаем и шагу вперед. Мы потонем в пучине подавленности и безысходности, потеряем ориентир в лабиринте душевных беспокойств и тревог. Мы должны ставить перед собою высокие цели и стремиться к ним, не забывая, что наивысшей из них является достижение довольства нашего Создателя. Постоянно человек должен задаваться вопросом: «Мой очередной поступок вызовет довольство Всевышнего или наоборот, Его гнев?».
Сегодняшняя проповедь была продиктована печальными событиями нескольких последних дней, унесших жизни ни в чем неповинных людей. Каждый мусульманин в связи с этим испытывает сильные переживания, многие приходят в мечеть, чтобы найти ответы на возникшие вопросы, сопоставить происходящие с канонами веры. В связи с этими обстоятельствами, мы перенесем запланированное на сегодня рассмотрение суры «аль-‘Аср», о которой великий ученый имам аш-Шафии сказал: «Если бы люди в действительности следовали этой суре, её бы им хватило, она была бы достаточна».
Передается, что среди сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были двое, которые когда встречались, не расходились, пока один из них не зачитывал другому суру аль-Аср./5/ Давайте и мы, следуя этому благому примеру, в заключении прочитаем данную суру, оставив её тафсир на следующую неделю.
«Клянусь предвечерним временем, поистине, человек в убытке, помимо тех, кто уверовали, творили благие деяния и заповедовали, призывали друг друга к истине и терпению».
Вера, благие деяния, стремление быть примером для других в истине и терпении — гарант нашего благополучия в обоих мирах. Обратите внимания, наряду с верой, благими делами и истиной, выделяется терпение. Сегодня мы живем в тяжелый, нелегкий период, постараемся же вооружиться этим качеством, чтобы Всевышний сделал его переходным к наилучшему для нас и будущих поколений.
И не забывайте, час пребывания в Раю несравним даже с тысячью годами пребывания в мирской жизни. Час же лицезрения неописуемый красоты Всевышнего не сравним с тысячью годами нахождения в райской обители.
/1/ См.: Аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Дамаск: аль-Калям, 1998, с. 201.
/2/ См.: Св. Коран, 29:31, 32.
/3/ См.: Ибн Кясир И. (700-774 по хиджре). Кысас аль-анбия’ [Истории пророков]. Каир: аль-Хадис, [б. г.], с.181.
/4/ См.: Св. Коран, 6:164.
/5/ См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]: В 4 т. Бейрут: Муассасату аль-кутуб ас-сакафия, 1993. Т. 4, с. 550.
Пятничная проповедь Ильдара Аляутдинова, состоявшаяся 03.09.2004 г.
"а как же быть тем кто имеет право", сперашиваешь. Воевать - не право. Воевать - наказание. И посылается оно не врагам нашим, а нам.