Контекст революции. Наконец сирийский народ сломал стену молчания, преодолел страх и восстал против отвратительного режима тирании. Спутниковые телеканалы всего мира транслируют убийства мирных демонстрантов, которые не останавливаются ни на один день в течение последних девяти месяцев. Тем не менее в сердца вселяет успокоение стойкость восставших, несмотря на продолжающиеся кровопролитие, их лозунги, отражающие глубину истинных эмоций, их желание освобождения от гнета и мрака, наряду с исламскими подсознанием, хранящимися в них.
Тем не менее, арабские революции явились без лидера и без покровителя, за исключением тех личностей и партий, которых создавали и раскручивали СМИ стран Персидского залива. Известно, что эти страны связаны с политикой Британии, которая в партнерстве с Францией стараются воспользоваться этой революцией.
Межконфессиональные конфликты. Сирийское общество характеризуется этническим и религиозным разнообразием, подобно большинству стран Ближнего Востока. Оно состоит из арабов, курдов, армян, туркменов, как и включает алавитов, друзов, исмаилитов, христиан, вместе с подавляющим большинством суннитов. Тем не менее, это разнообразие никогда не составляло проблему в истории Сирии, не говоря уже о регионе в целом, с того времени, как она стала Дар-уль-Ислам (присоединилась к исламскому государству Халифат). Все жили в гармонии, стабильности и спокойствии.
Отбор по этно-конфессиональному признаку не проявлялся в обществе, за исключением последних десятилетий по вине Хафиза Асад, который проводил политику дискриминации. Он уволил суннитов, представлявших большинство, с важных должностных постов, принял новую конституцию, гарантирующую ему единоличное управление страной, и определил партию «Баас» символическим лидером для общества и государства, чтобы единолично контролировать страну.
Международная опека. В период геополитического столкновения между Восточным лагерем в лице СССР и Западным лагерем во главе с США Хафиз Асад выбрал проамериканский вектор, чтобы обеспечить своему режиму международное политическое покровительство, которое гарантировало ему безопасность на местном и региональном уровне, что позволило ему удержать власть в Сирии и иметь сильное влияние в регионе. Связь асадовского режима с Америкой заметно проявилась в его непосредственной помощи американцам в их первой войне в Ираке в 1991 году. Более того, этот режим стал одним из первых союзников США в так называемой войне против терроризма. И это не говоря уже об усилиях по устранению антиамериканских политических сил в Ливане во время оккупации, и посильной поддержке американского мирного процесса в Ираке после падения режима Саддама Хусейна.
Последствия свержения. В силу переплетенных и сложных отношений сирийского режима с Ливаном, Палестиной, Ираком, Ираном и Турцией его ослабление, не говоря уже о падении, означает автоматическое заражение всего региона. В частности, если учесть, что Америка опирается на этот режим в исследовании актуальных вопросов и реализации определенных планов. Поэтому падение сирийского режима окажет прямое влияние на американские планы в регионе. Происходящее в Сирии отличается от того, что произошло в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене и это масштабнее, чем падение режима Хусейна!
Американская позиция. С самого начала перемен в арабском регионе Америка пустилась в поиск формальных альтернатив для проамериканских режимов, которым она покровительствовала на протяжении десятилетий, ради сохранения своих политических, экономических и военных интересов в регионе. Замена Мубараку в Египте была готова — это египетская армия, которая является основой американского влияния. Поэтому Высший совет вооруженных сил взял на себя полномочия после снятия Мубарака. Однако подобное провести в Сирии не так просто, где влияние Америки ограничено верхней частью пирамиды правящего режима и службой безопасности страны без непосредственного самостоятельного влияния в армии, как это имеет место в Пакистане и Египте. Такой расклад сил ставит Америку в затруднительное положение, а именно, не позволяет с легкостью провести в Сирии перемены, даже формальные, не задевая систему в целом. Это и объясняет нерадивое поведение Америки в оказании реального давления на Асада с требованием уйти в отставку.
Таким образом, меры, предпринимаемые Америкой, указывают на желание сдержать кризис в Сирии настолько, насколько это возможно.
Путь выхода. Революция в Сирии предполагает три варианта развития:
1) Американский процесс сдерживания через проведение формальных реформ под управлением действующего режима. Такие реформы, как снятие чрезвычайного положения, разработка новой конституции, формирование правительства национального единства, отмена конституционной статьи относительно единоличного управления партии «Баас» и другие. Это дает Америке время и силы для расклада своих карт в таком виде, чтобы происходящее не оказало влияние на ее планы в регионе.
2) Интернационализация кризиса. Именно над этим, не покладая рук, работают европейские страны. Это подтвердил и Набиль эль-Араби, генеральный секретарь Лиги Арабских Государств. На своей пресс-конференции он открыто заявил, что отвергает требование ЕС направить «сирийское дело» в Совет Безопасности, которое высказали ему министры иностранных дел ЕС во время его встречи с ними в Брюсселе 1 декабря прошлого года. В случае если их попытки преуспеют, а именно, сирийский режим вступит в противостояние с так называемым международным сообществом, тогда Британия и Франция поспешат наложить эмбарго на воздушные перелеты над сирийским воздушным пространством и образовать буферную зону в пограничных территориях, чтобы иметь возможность организовать вооруженный переворот при помощи некоторых соседних государств.
3) Третий путь — это бдительность армии и его единение с народом в решительном противостоянии асадовскому режиму до полного его свержения. Тогда обрушатся все планы империалистических сверхдержав. Сумеет ли Дамаск освободиться от гегемонии Америки и избавиться от произвола правящей банды, а также отказаться от интернационализации своей внутренней проблемы, избрав путь освобождения и истинной независимости для себя и всего региона в силу своего местоположения, истории, возложенных на него ожиданий и того, что является центром тяжести в странах Шама? Однако пройти этот путь можно только через принятия исламского представления данной проблемы в целом, когда Ислам войдет в сердца революционеров, когда они осознают, что эта проблема – проблема всей уммы, а не просто сирийская проблема.