Сахабы были теми, кто глубже всех понимал смысл откровения, после Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного! Да ниспошлет Аллах мир и благословение Своему последнему Посланнику, его семье и сподвижникам.
Сахабы – это созвездие уникальных личностей, одновременно блиставших в один из кульминационных моментов истории человечества; они были величайшим поколением среди людей. Пророки и Посланники Аллаха были возлюблены Им больше других, удостоились высшего места в Раю, будучи самыми чистыми в своей вере, но они жили в разное время и не могут считаться единым поколением. Тогда как сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение), будучи величайшими представителями рода человеческого после Пророков, жили в один период времени и были современниками Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в силу чего мы называем их величайшим поколением.
«Лучшие люди – это моё поколение, затем те, кто следует за ними, и затем те, кто следует и за теми…» (Сахих Бухари)
Но эти люди не были похожи друг на друга. Это были люди разного характера, происхождения, склада ума, взглядов и вкусов. Каждый из них был уникален по-своему, но всех их объединяла религия ислам. Тот факт, что они были разными – это милость Аллаха к своей умме. По одной простой причине: если бы все сахабы имели одинаковые качества, пусть даже это были бы выдающиеся качества, то не было бы смысла принимать их всех как образец для подражания. Точнее, достаточно было бы взять любого из них, незачем было бы изучать каждого в отдельности.
Но каждый из них был яркой индивидуальностью, и это принципиально важно для уммы, потому что мы, мусульмане, тоже разные. Видя, насколько они отличались друг от друга, мы можем чему-то научиться у каждого из них. Учась на опыте каждого, мы приобретаем различное понимание ислама, ибо он допускает творческое мышление. Аллах и Его Посланних (мир ему и благословение) были довольны сахабами, и если мы хотим достичь нашей высшей цели, нет поколения, которое более чем они, заслуживало бы нашего восхищения и смирения перед его величием.
Пророк (мир ему и благословение) был совершенен во всех отношениях, тогда как каждый его сподвижник выделялся среди других тем или иным качеством, поэтому каждый прославился в своей области, в которой он был сильнее других.
Например, Абу Бакр был известен как наиболее гармоничный человек из сахабов. Он обладал самой сильной верой (иман) и был первым, кто уверовал в ислам во зрелом возрасте. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что иман Абу Бакра перевешивал иман всей остальной уммы. Это был самый знающий и самый близкий спутник Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он преуспел во всех видах поклонения, поэтому его называли «Ас-Саббаак» - «побеждающий в любом состязании».
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб пожертвовал половиной своего состояния, чтобы оплатить битву при Табуке, в надежде превзойти Абу Бакра, однако у него ничего не вышло, так как Абу Бакр пожертвовал целое состояние. На вопрос Пророка (мир ему и благословение), что он оставил своей семье, Абу Бакр ответил: «Я оставил им Аллаха и Его Посланника!»
Умар ибн аль-Хаттаб был известен своей силой и могуществом. И он пользовался своей необыкновенной силой, выдающимся умом, мудростью и дальновидностью во благо ислама и ради процветания уммы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл его «аль-Фарук» - «мерило добра и зла». Если кто-то и известен своими трудами по укреплению уммы, то это Умар.
Когда мусульмане совершали хиджру (переселение) из Мекки в Медину, все делали это в тайне, боясь преследований. Но не Умар. Когда пришло его время, он повесил на шею меч и при свете дня отправился к каабе, где совершил таваф. После этого он объявил: «Я собираюсь совершить хиджру в Медину. Кто хочет, чтобы их мать потеряла сына, жена стала вдовой, а дети – сиротами, пусть встретит меня за этой горой в такое-то время». Сахабы сообщают, что никто не осмелился помешать Умару, кроме юродивых, которым он преподал очень ценные уроки, прежде чем отпустить домой.
Аиша отличалась от других пытливым умом и мудростью в сочетании с присущим молодости любопытством. Она была младшей женой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и дочерью его ближайшего сподвижника Абу Бакра.
Движимая живым интересом, она могла засыпать собеседника вопросами, что сделало ее ум бесценным источником знаний и правил. К ней восходят более двух тысяч хадисов, что делает ее одним из самых известных передатчиков. Благодаря своим обширным знаниям, она была первоисточником принципа иджтихада или определения халяла и харама на основании подтверждений из Корана и Сунны. После смерти Пророка (мир ему и благословение) она прожила еще долгую жизнь и еще много лет, прежде чем вернуться к Аллаху, учила мусульман их религии.
Что касалось торговли и зарабатывания денег, в этом среди сахабов не знал себе равных Абдур-Рахман ибн Ауф. Он считался человеком, который мог из всего, к чему прикасался, сделать золото, настолько прибыльным было любое дело, за которое он брался. Говорят, что на момент смерти его состояние насчитывало 1 миллиард динаров, и это были деньги, заработанные честным путем, дозволенным исламом. Эта сумма была так велика, что ее разделили между всеми сахабами, участвовавшими в битве при Бадре.
Вот лишь несколько примеров величия сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Возможно, кто-то заметит, что лучший пример для нас это сам Посланник, так зачем же брать за образец еще кого-то? Ответ прост: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – это величайший из всех примеров, и никто из мусульман не может этого отрицать. Но это не значит, что мы не можем считать для себя образцом тех, кто были его непосредственными учениками.
Можно сказать, что, следуя примеру сахабов, мы следуем примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), потому что они учились исламу именно у него. Через них в наши руки попали Коран и Сунна, и они были теми, кто глубже всех понимал смысл откровения, после Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
На самом деле сахабы жили как раз во время откровения, и если возникали какие-то вопросы, они могли обратиться за разъяснением непосредственно к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Таким образом, сахабы понимали глубину того, что называется «дин», как никто другой после них. И это тоже причина, почему они могут служить для нас примером.
Да ниспошлет Аллах Свои мир и благословение на Своего последнего Пророка и да будет доволен его сподвижниками. Вся хвала Аллаху!