Политика

Предложение создать православную партию – это ответ мусульманам, - Р. Мухаметов

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил подумать о том, возможна ли в России "православная" или "христианская" партия. В коллективном блоге "Православная политика" он заявил, что Церковь позитивно воспринимает перспективу создания таких партий либо внутрипартийных групп, "но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения", поскольку Церковь - "для всех, а не для сторонников одной политической силы".

"Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии - вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции - Партией справедливости и развития", - напоминает автор.

Однако главный вопрос, ответа на который священник пока не знает: возможна ли "православная" или "христианская" партия в нынешней России? По его словам, при опыте создания таких партий в 1990-х годах главными проблемами стали "раздробленность, мелкий вождизм и взаимная отчужденность, если не вражда".

Предложение В. Чаплина мы попросили прокомментировать политолога и публициста Абдуллу Рината Мухаметова.

"Я приятно удивлен словами священника. Мы всегда, задолго до Чаплина, повторяли, что запрет на создание партий, отстаивающих религиозные принципы, - неправилен. Это идет в разрез с мировой демократической практикой и здравым смыслом", - отметил Мухаметов. По его мнению, "если будет широкий запрос на христианскую или исламскую партию, то она так или иначе возникнет. Все формальные ограничения легко будут обойдены. В той же Турции, например, тоже есть запрет на создание религиозных партий, который не мешает т.н. умеренным фундаменталистам быть у власти в течение 10 лет".

Особенно мусульманского политолога удивило то, что Чаплин сослался не только на опыт европейских христианских демократов, но и турецкой Партии справедливости и развития. "Успехи ПСР по применению традиционных ценностей и моделей в современном мире, видимо, впечатляют и Русскую церковь. Эрдоган популярен даже у православных", - сказал Мухаметов.

Между тем, считает политолог и публицист, появление в России в ближайшее время настоящей, а не созданной искусственно в результате политтехнологических манипуляций, православной партии вряд ли стоит ожидать. "Мы не видим на это запроса, - отмечает эксперт. - В Москве на рождественскую службу во все церкви пришло 90 тыс. человек. Примерно столько же собирается в одной столичной Соборной мечети на праздничный намаз".

Скорее, по его мнению, разговоры о православной партии или политическом движении являются неким ответом на реальный рост исламской социально-политической активности в России, к которой в РПЦ относятся с большим вниманием и ревностью. "Мусульмане ближе к реализации идеи своей партии, чем православные", - говорит Мухаметов.

Как он добавил, в целом в церковных кругах, как давно замечено, внимательно следят за процессами развития в исламской среде и многое перенимают. РПЦ почему-то решила соревноваться с мусульманами, полагает Мухаметов.

"Православная мода, православные эксперты, общественность, интеллигенция, артисты, молодежные акции, современное искусство, бизнесмены, разговоры о православной экономике, христианофобии, социальной и политической активности – все это, как минимум отчасти, возникает под влиянием того, чем живут и о чем говорят и думают российские мусульмане. Даже про привоз Пояса Девы Марии, не скрывая, говорили, что это ответ многотысячным намазам на улицах наших мегаполисов".

По словам Мухаметова, в Церкви, которая сторонилась всего мирского, ничего подобного раньше никогда не было, и это признает ее нынешнее руководство, проводящее в православной среде линию на модернизацию, "пытающееся сделать РПЦ более адекватной вызовам современности, старающееся вывести Православие за ограду церкви". "При это в Исламе, в мусульманской общине России все выше обозначенные тенденции и поиски были изначально", - считает политолог.

Добавим, что вслед за заявлением Чаплина на телеканале "Дождь" известный православный миссионер Андрей Кураев отметил, что в свое время запрет на религиозные партии в России был направлен, прежде всего, против роста исламской политической активности. А христианские партии, по его словам, оказались вне закона лишь заодно с мусульманскими. По словам богослова, российская элита вообще пока не знает, как ей вести себя с общественно-политическими запросами верующих людей.

Автор: Мансур Алишаев
подписаться на канал
Комментарии 0