Все-таки странная и причудливая «штука» жизнь. Она может выкинуть такие «кульбиты», что мало не покажется. В тоже время в событиях, которых не ждали, не редко можно найти определенные закономерности. Скажем, можно ли остаться незапятнанным в обществе, где «баллом правят» родственные связи, коррупция и взятки? Оптимист, скорее всего, даст положительный ответ, скептик скажет «вряд ли». Но частенько жизнь сама дает подсказку и из суровых реалий действительности выходит, что прав все же пессимист. Например, если обсуждается тема мздоимства, то «автоматом» на ум приходит вереница чиновников из различных государственных структур. Можно быть уверенным, что при этом мало кто подумает, что в грехе может быть заподозрен священнослужитель.
А вот в Киргизии на этот счет почти никто не заблуждается, и большинство киргизов знают, что у богословов тоже есть и свои семьи, и свои коммерческие интересы. И население готово мириться с таким положением до тех пор, пока муллы не переходят «грань дозволенного».
Событие такого рода в республике все же произошло. Недовольство граждан и духовенства деятельностью муфтията Киргизии и особенно его руководителем Чубаком ажы Джалиловым, а также раздором, царящим в религиозных верхах, уже достигло критического уровня и грозит выплеснуться в массовые акции протеста. Прецедент создан заместителем казы Ошской области К.Жусуповым. При содействии имамов нескольких мечетей областного центра он обличает среди верующих главного муфтия Джалилова. Тот, мол, систематически присваивает часть денег, поступающих от различных исламских фондов на благотворительные цели, строительство мечетей и медресе. В связи с этим сторонники Жусупова обратились с заявлением на имя руководства республики с ультиматумом отстранить Ч.Джалилова от должности муфтия.
Требования не лишены оснований. Джалилов прежде уже имел неосторожность «засветиться» как человек, тяготеющий к наживе материальных, нежели духовных благ. До сих пор у многих киргизов свежи в памяти пересуды вокруг отправки паломников в хадж, когда муфтий оказался в центре грандиозного коррупционного скандала.
Тогда муфтий сам рассказывал журналистам, как некоторые граждане пытались преподнести ему «подарки» в виде денежных средств и продуктов питания, чтобы попасть в список участников хаджа.
В искренность и непричастность муфтия мало кто поверил. Ведь тогда также стало известно, что коррупционные схемы были использованы муфтием и при выдаче лицензий для ажы башы. Тогда все места были распределены им задолго до конкурса. Заявки подали 180 человек, из которых отобрали 154. Участвовавший в отборе А.Джураев вспоминает: «Лицензии получили ставленники тех, кто в 2010 году, являясь ажы башы, зарабатывал деньги на хадже. Только из Ошской области 12 человек, представляющие интересы запятнавших себя людей, стали ажы башы. А знающие все обряды и работавшие честно не прошли».
Затем также выяснилось, что взимаемая с каждого паломника плата за хадж, 250 долларов – уходят на содержание Центра хаджа и умры, директором которого является сам Ч.Джалилов, который, впрочем, ни на секунду не переставал уверять всех в собственной честности, упирая при этом на то, что он взяток не берет.
Все эти сведения, ставшие общеизвестными, понятное дело, не способствуют сплочению руководства муфтията. На «разборки» в киргизском духовенстве, может быть, и не стоило обращать внимание. Как говорится, богу – богово, кесарю – кесарево. Но пока официальные муллы делят «бизнес», духовный мир паствы активно заполняют исламские радикалы, которые и так пользуются полной свободой и безразличием властей. А это не может не беспокоить людей здравомыслящих.
Среда обитания
Как чахнут над златом кыргызские богословы
8 января'2012 в 10:04
ingvar 1
Источник: paruskg.info