Закончился 2011 год. Сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас Бибарсов прокомментировал наиболее важные события года в жизни российских мусульман, а также политические процессы в нашей стране и мусульманском мире.
Мукаддас-хазрат, давайте, прежде всего, затронем позитивные процессы в жизни мусульман России. Были они в 2011 году?
Конечно. Я бы даже сказал, что позитивных моментов в жизни мусульман России было больше, чем негативных. Из года в год во всех российских мусульманских общинах становится больше верующих, увеличивается число прихожан, учащихся исламских учебных заведений. Это большой позитив.
Например, Исламский комплекс в Саратове, площадь которого составляет 2 тысячи кв.м, уже не вмещает всех прихожан и учащихся медресе. Нужно приобретать новое помещение. Это очень важно. Потому что те люди, которые приходят на обучение в мечети, в своем большинстве не будут участвовать в каких-то конфликтах, создавать проблемы. Наоборот, они настроены быть полезными обществу, заниматься созидательным трудом.
Еще одно важное событие года – это решение Совета муфтиев России организовать всероссийский мусульманский детский лагерь. Такой проект реализуется впервые в нашей стране.
Безусловно, во всех регионах происходит много положительных процессов в жизни мусульман – увеличивается число мечетей, открываются медресе, создаются мусульманские организации, СМИ, проводятся полезные просветительские мероприятия и так далее. Процесс развития Ислама в России не останавливается.
О новых противоречиях между централизованными мусульманскими организациями
В этом году очень много было слышно о конфликтных ситуациях между централизованными мусульманскими организациями, предъявлений друг другу обвинений по разным поводам. Когда это прекратится, и как теперь мусульманам относиться к ранее заявленным религиозными лидерами планам по объединению мусульманских организаций России?
Я считаю, что многие конфликты создаются искусственно, потому что серьезных новых идей не выдвигается. Да и люди, которые участвуют в этих противоречивых процессах, не новые. Они занимали определенное место в российской мусульманской общине и пять, и десять лет назад. Я надеюсь, что их позиция будет пересмотрена в интересах общества, государства, самих мусульман.
Кроме этого такие действия дают почву для нечистоплотных людей реализовывать свои цели, а для несознательной молодежи, которая поддается деструктивной пропаганде в Интернете, - найти лазейки для совершения противоправных действий.
Об убийствах и преследованиях мусульманских деятелей
Одними из самых трагичных для мусульманской уммы России в 2011 году стали убийства авторитетных религиозных деятелей. Имамов теперь убивают не только на Кавказе, но и в Сибири, Центральной России. Почему, по-вашему, эти расправы начали происходить и за пределами Кавказа?
Для меня до сих пор остается загадкой этот вопрос. Если вспомнить убийство имама Нового Уренгоя Исомутдина Акбарова, то никак нельзя предположить, что оно совершено из-за коммерческих интересов. Он занимался только религиозной деятельностью.
Самое печальное, что мы не получаем информацию о том, как ведутся расследования по убийствам религиозных деятелей, а, значит, мы не знаем их мотивы.
2011 год можно назвать беспрецедентным по количеству арестов известных мусульманских деятелей, в том числе состоящих в официальных духовных управлениях мусульман. О безосновательности многих задержаний высказывались даже авторитетные муфтии. Когда к мусульманским лидерам начнут прислушиваться?
Я выражаю надежду на то, что новые люди, которые сегодня пришли в Государственную Думу, администрацию президента, по-новому посмотрят на эту ситуацию, потому что так долго продолжаться не может. Такие преследования, не всегда обоснованные, могут вызвать протестные акции.
Я знаю, что к митингам против итогов выборов и в Москве и Санкт-Петербурге присоединились некоторые мусульманские активисты. Они вышли на площади, прежде всего, протестуя против ущемлений прав мусульман.
В то же время, я всегда говорил, что мусульмане должны действовать только в рамках законодательного поля. Мы должны прибегать к защите своих прав или через суды, или посредством других законных методов.
Об итогах парламентских выборов
Вы затронули тему недавних митингов против итогов парламентских выборов. Вы лично согласны с итогами прошедших 4 декабря выборов депутатов в Государственную Думу РФ?
Я сейчас скажу вещи, которые многим не понравятся. Я лично не член партии "Единая Россия", но в любом случае эта партия набрала больше голосов, чем какое-либо другое политическое объединение, принимавшее участие в выборах.
Я не думаю, что в ходе выборов были большие нарушения, кардинально меняющие расклад итогов голосования. Например, в моем родном селе, где 10 тысяч населения, более 80% по итогам голосования набрала "Единая Россия". Все мои знакомые на заданный мною вопрос "За кого вы голосовали?", отвечали "за Единую Россию".
Если во время выборов были нарушения, а они, скорее всего, были, и это фактически признала власть, то это плохо. С этим надо разбираться законными методами. Сам я хожу на выборы, все мои близкие тоже голосуют. Я не хочу, чтобы моим голосом манипулировали.
О введении в школах курса "Основы светской этики и религиозных культур"
В 2012 году во всех общеобразовательных школах начнется обучение в рамках курса "Основы светской этики и религиозных культур". Он предусматривает выбор школьниками одного из шести компонентов – "Основы светской этики", "Основы православной культуры". "Основы мусульманской культуры" и т.д. Ряд мусульманских деятелей выражает обеспокоенность отказом некоторых директоров школ предоставлять преподавателей основ мусульманской культуры в случае, если его выбрало малое количество учеников. Провомерен ли такой подход руководителей общеобразовательных учреждений?
Как известно, несколько лет назад мы выступали за то, чтобы в школе вообще был исключен религиозный компонент. Но есть решение руководства страны, и, начиная с сентября 2012 года, во всех школах вводится курс "Основы религиозных культур и светской этики", включающий несколько модулей.
В Саратовской области имамы на местах разъясняют, что у детей есть полное право изучать основы мусульманской культуры, если их родители изъявили такое желание. Почему эта работа по разъяснению важна? Руководители некоторых школ, где учеников-мусульман мало, не хотят брать на себя ответственность и предлагают выбирать или другой модуль, или переходить в другую школу, где будет организовано обучение основам мусульманской культуры. Но есть положение о том, что даже если один ребенок в школе хочет изучать тот или иной раздел в рамках курса "Основы светской этики и религиозных культур", то руководство обязано предоставить ему преподавателя.
Мы активно занимаемся разъяснительной работой, и министерство образования Саратовской области поддерживает нас в этом вопросе. Наши представители участвуют практически во всех собраниях в школах, посвященных введению курса "Основы светской этики и религиозных культур".
Но в некоторых регионах мусульманское духовенство отстранилось от вопроса введения в школах данного курса, считая, что религиозные институты не должны вмешиваться в образовательный процесс в светских образовательных учреждениях.
Мы не имеем право стоять в стороне от данной проблемы. Тогда дети-мусульмане просто потеряют возможность обучения основам мусульманской культуры и будут вынуждены посещать занятия по светской этике или основам православной культуры.
В некоторых школах созывают формальные собрания и предлагают, чтобы дети-мусульмане посещали уроки по основам светской этики. Поэтому и сложилась такая ситуация, что в ряде регионов очень мало учащихся, которые выбирают основы мусульманской культуры при том, что в них достаточно большой процент мусульман.
О проблеме радикализма среди мусульманской молодежи
Мукаддас-хазрат, нельзя говорить об итогах ушедшего года, обойдя стороной проблему радикализма в мусульманской молодежной среде. Создается впечатление, что она "не сходит на нет", а, наоборот, набирает обороты. В интернет-сети немало сайтов, где содержатся призывы к созданию в России шариатского государства, неуважительные высказывания в адрес российских законов, государственных деятелей и даже официальных муфтиев. В чем причина таких заявлений?
У нас нет опыта и практики построения шариатского государства. И как можно построить шариатское государство там, где нет для этого почвы? Кто сказал, что нельзя жить, работать и служить в том государстве, в котором родились?
О таких темах вправе говорить только люди, действительно знающие Ислам. Имам Шафии 20 лет изучал только арабский язык для того, чтобы понимать все тонкости аятов Корана и хадисов Пророка Мухаммада. А сегодня некоторые молодые люди, окончившие только 9 классов общеобразовательной школы, не отличая арабскую букву "алиф" от палочки, не имея представления о шариатских науках, прочитав переводы некоторых аятов и хадисов, пытаются учить нас "правильному" пониманию Ислама. Из-за этой ситуации мусульмане приходят к конфликтности, начинают обвинять других в неверии. Это то, что сегодня выходит за пределы Ислама.
О массовых волнениях в арабском мире
Давайте перейдем к теме "арабских революций", которых в 2011 году было несколько. Все-таки как мусульмане должны относиться к так называемой "арабской весне"?
Это очень сложный вопрос. Почему? Есть разные мнения на этот счет – мнения экспертов, журналистов, религиозных лидеров и просто людей, получающих информацию из доступных источников.
Если мы хотим знать, как Ислам относится к таким революциям, то нужно обращаться к оценкам авторитетных мусульманских ученых. До сих пор таких оценок практически не было.
Если брать мое субъективное мнение, то я считаю, что идут процессы с активным участием масс, стремящимся к лучшей жизни. Почему жители арабских стран, где произошли политические перевороты, живут так бедно при том, что в этих странах имеются огромные богатства? Все потому, что всеми богатствами распоряжались люди, объявившие идеологическую борьбу Исламу. Они не отстаивали интересы мусульман. Если бы они думали о своих гражданах, то, наверное, использовали бы все богатства для их благосостояния.
Но самое печальное, что льется человеческая кровь, и мы молим Аллаха, чтобы в странах, охваченных массовыми волнениями, не было кровопролития.
Но сегодня еще раз перечитав материал вижу, что Ася Капаева выпустила довольно сырой материал, не чувствуется редактуры и просто-напросто неграмотное изложение.Я не стала бы обращать на все это внимание, если бы материал не был написан журналистом. У нас уже достаточно много сказано Юрием Михайловым о макулатуре по исламской тематике, написанные безграмотными в русском изложении. Уважаемая Ася, лишь один кусок: "...всеми богатствами распоряжались люди, объявившие идеологическую борьбу Исламу". Слово "объявлять" схожа с понятиями заявлять, поведывать, показывать, обнародовать, оглашать, предавать огласке (гласности); афишировать, публиковать, рекламировать. Можно говорить "объявившие идеологическую войну против Ислама", но объявлять борьбу невозможно, это не по-русски. И таких моментов - масса, если начать анализировать.
Мои сожаления... С уважением к Вам.
Ася, Вы хотите привлечь к административной или даже уголовной ответственности тех, кто желает и призывает создания в России шариатского государства? Во-первых, не думаю, что в России когда-либо возможно установление такого государства и Вы, уверена, это сами прекрасно понимаете, как и все наше исламское сообщество России. Другое дело, что мусульмане России могут и вправе, если пожелают, жить по Шариату, т.е по исламскому праву. И даже ходатайствовать перед высшими органами власти России о введении исламского права для мусульман при решении тяжб в судебных органах. Например, в Англии иудеи имеют право, если будет их на то воля, решать свои тяжбы по законам своей веры. Мусульмане Англии также заявили ходатайство о применении своего права (т.е. можно выбрать или положения официального права или суд исламского права). Правда, не знаю, чем закончилась история с ходатайством там мусульман. В Иране, например, если я не ошибаюсь, христиане и иудеи могут решать спорные вопросы по своему праву, если не хотят по исламскому.
Ася, прискорбно, что Вы мусульманка и гражданка России ратуете за репрессии мусульман, которые всего-навсего лишь ратуют и призывают. Они что призывают изменить конституционный строй России насильственными действиями, призывами к насилию? Если нет, то мне Вас очень жаль (как минимум).
Далее Капаева видит «радикализм в мусульманской молодежной среде, который набирает обороты» в «неуважительных высказываниях в адрес российских законов, государственных деятелей и даже (Боже, преступление-то какое!) официальных муфтиев». Это комментировать даже не хочется. У человека что-то случилось – временный сдвиг по фазе, видимо.
и еще. когда-то я редактировала Ваши статьи, и почему-то со всеми корректировками Вы соглашались. а оскорбления типа "сдвиг по фазе" Вас окончательно дискредитируют...
И опять получается по вашему написанию (потому что Вы употребляете словосочетание «в то же время»), что выход на митинги – это вне рамок законодательного поля? Много мусульмане России выиграли дел (или может власть провела следствия, заинтересованные в поисках истинных, а не назначенных виновников) по сравнению с тем количеством, который имеется по фактам убийств, пыток, похищений, запрещений, подбросов наркотиков, оружия и как результат сфабрикованных уголовных дел, по фактам запретов исламской литературы? Болтологией заниматься все горазды. Но что-то я не вижу, чтобы у нас были массовые иски против исламофобов и по поводу фабрикаций. А если и кто подаст, то против коррупционных или антиисламски настроенных силовиков без финансов нечего и соваться. На всю страну целенаправленно (и скорее всего на на своем голом энтузиазме) действует один профессиональный адвокат Рустем Валилуллин, который сумел выиграть несколько дел.
Я тысячу раз соглашусь с Юрием Михайловым, который говорит: «Нельзя откладывать разработку программы полномасштабной социализации религиозной личности. Во главу угла следует поставить формирование у мусульман устойчивого представления о возможности выражения религиозно мотивированных чаяний, в том числе и недовольства, протестных настроений, через закрепленные в Конституции РФ постоянно совершенствуемые государством светские институции».
Суды судами. Но нам, мусульманам, нужны и митинги с заявлениями, хартиями и требованиями своих прав. Алма
В отношении одного, из череды многих выпадов, хочется спросить Вас. Надеюсь на ответ, так как если уж сказали а, то скажите и б: 1) в какие "многие исламские сайты меня не взяли, куда я стучалась во многие двери", пожалуйста перечислите в какие двери я стучалась и какие сайты отказали мне в работе?
Все мои опубликованные материалы на безвозмездной основе много лет публиковали Ислам.ру (старое издание), Исламньюс (ради правды –за всю историю публикаций была единая выплата в размере 2 тысяч рублей), Портал-кредо.ру, "Звезда Поволжья", в том числе один материал был в старом вашем издании РИНа.
А начинала я сотрудничать с Вячеславом Али Полосиным.Я успела опубликовать всего, кажется, лишь два материала у него, потому что сразу после публикаций (в том числе последний моих) издание закрыли. Полосин выплачивал за каждый мой материал. Сотрудничать с ним было во всех отношениях одним удовольствием. Даже если бы он не платил мне деньги, одно сотрудничество с ним - это добрая память у меня и счастье. Я отправляла ему материал, мы соединялись с ним сразу по телефону, и через минимальную в одно-два предложение корректировку – материал он вывешивал.
Единственное приглашение от кого я лично получила по поводу работы – было от Авясова. Осенью 2010 года он меня пригласил сотрудничать (я не навязывалась, он навязался на мою голову и «плюнул в колодец, откуда пил и ел») - Шавкат Авясов, в будущий проект – новую версию интернет-издания РИНА , ваш многолетний "содержатель-патрон». Пойдя навстречу его приглашению, я дала согласие на будущее сотрудничество. Он практически воспользовался многими моими, выраженными ему мною при встречах, идеями, предложениями по созданию дизайна и наполнению контента. Но как сказал один мусульманин из наших кругов, оценивая ситуацию: «Авясов вас элементарно, просто-напросто кинул».
Я никого не кусаю, как Вы выразились. Но, точно, не продаюсь, потому что никогда не была постельной проституткой, а сейчас уж тем более (:
Уважаемые женщины, оставьте эти споры, мне кажется, что это ваши межличностные проблемы, которые не стоит выносить на всенародное обозрение.
Уважаемый Мукаддас хазрат, в своем интервью, изложил взгляд на прошедший год. В нем были как хорошие, так и проблемные дни и события. Ваши, не по теме спорные комментарии отвлекают от восприятия материала, в котором излагается много полезных ответов на интересующие мусульман вопросы. Извините меня за смелость давать вам советы, прошу понять меня правильно, намерение у меня было хорошее, и прошу не судить меня, если я не был прав.
Где Вы увидели межличностный спор? Я конкретно говорила по каждому факту неграмотного текста журналистки, выпускницы Университета Дружбы народов факультета журналистики Аси Капаевой. Но,например, я не буду писать и тратить и одной минуты по поводу текста, который Вы решили разместить как письмо-крик души http://golosislama.ru/news.php?id=4344 Хоть оно и абсолютно безграмотное в русском изложении.
почему люди назвали наш спор межличностным? потому что вы несколько раз тут высказывали предположения о моем финансовом положении. что вас еще интересует? могу о личной жизни рассказать, о карьере... за моими плечами два красных диплома РУДНа, публикации в таких изданиях как "Новые известия" , "Вечерняя Москва", "Московский комсомолец", "Кавказский узел", преподавание в престижном вузе. а за вашими что? для вас великим подарком стало то, что вас перепечатали в Neslande. чем вы отличились, и что за вашими плечами, что обвинять опытных журналистов (это не личная самооценка) в безграмотности? вы ведь это делали не только в отношении меня. вместо того, чтобы спокойно указать на недочеты, если считаете, что они есть и обсудить их, устроили базар.
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/183559/
мало того, что там в пунктуации куча ошибок, но выражение "кандидат философии" - это как понять?. есть кандидат философских наук, а кандидатов философии не бывает... поэтому, вы возьмите свою статью и по буквам разберите с филологами прежде чем лезть туда, в чем мало разбираетесь
это вообще шедевр.
компания - это группа людей, проводящих вместе время, или коммерческая группа
а в вашем случае имелась ввиду кампания - совокупность мероприятий для осуществления очередной важной задачи
вот Ваш и БОГАТЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.
Вы перекладываете вину на Бибарсова. Но в Вашем вопросе «О безосновательности многих задержаний высказывались даже авторитетные муфтии. Когда к мусульманским лидерам начнут прислушиваться?» уже есть созвучность того, что Вы приписали Бибарсову. Если Вы в своем вопросе говорите «о безосновательности задержаний многих», значит, есть и основательные задержания отдельных исламских деятелей? Приведите факты. Т.К. этот вопрос С ТАКИМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ Бибарсову был задан ЛИЧНО Вами.
по поводу ответа Мукаддаса-хазрата. я не могу отвечать на вопросы, адресованные больше ему. но все же я поняла, что он имел ввиду, что есть случаи законного преследования - именно процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. и я согласна, что есть случаи, когда оно обоснованное. например, всем известно, что долгие годы в Москве работал так называемый проповедник, потом уехал на Кавказ и стал призывать всех "уйти в лес". даже сестер-мусульманок, говоря. что "участие в Джихаде - их обязанность". Мукаддас-хазрат имел вииду, что к сожалению есть такие "проповедники", которые призывают к насилию.
вы на самом деле цепляетесь к тому, к чему можно зацепиться. главная его мысль была в том, что мусульмане устали от этих репрессий, и продолжаться это постоянно не может. вы же выдергиваете то, чем можно упрекнуть.
Также вы непонятно увтерждаете о том, что журналист должен соглашаться с мнением того, у кого берет интервью. если журналисты будут соглашаться со всеми своими собеседниками, представьте, что было бы тогда. я, например, не со всем в данном интервью согласна, в частности, с мнением муфтия об итогах выборов и ответом об "арабской весне". но в большинстве своем позиция Мукаддаса-хазрата по многим вопросам мне импонирует и всегдла импонировала
во-вторых речь идет главным образом о сайтах, где содержатся призывы к незамедлительному построению шариатского государства , в том числе насильственными методами, звучат призывы к свержению российского политического строя, как антиисламского, и так далее. на ЭТИХ сайтах также, как правило, содержатся оскорбительные высказывания в адрес государсвтенных деятелей и муфтиев, как ИНСТИТУТОВ - типа "кяфиры", "мунафики". и суть вопроса в том, что такие сайты влияют на умы молодых людей.
вы хотите сказать, что проблемы радикализма вообще нет в молодежной мусульманской среде? вы в Москве живете и не видите, наверное, ее. А я четвертый год на Кавказе, приезжайте сюда, поймете, о чем идет речь.
Халида Гумаровна. Я предлагаю составить все вопросы, которые у вас имеются по материалу, выслать их на мой майл. asia79@yandex.ru - я не могу каждые полчаса отвечать тут на ваши выпады, так как у меня 4 места работы и маленький ребенок, которого я ращу одна. вы знаете, что такое растить самой ребенка.