Главным событием в арабском мире стало свержение египетского режима Мубарака. Это важнее, чем даже то, что произошло в Ливии. Ливия по сравнению с Египтом - периферия, и судьба Ливии была ясна уже с того момента, как началась площадь Тахрир. Собственно, площадь Тахрир предопределила не только те изменения, которые произошли в Ливии, но и которые еще произойдут в Алжире, Марокко, Саудовской Аравии, Иордании - все те, которые еще будут на повестке дня. Хоть и считается, что Обама поддержал «арабскую весну», но, на самом деле, нет ни одного реального события, которое было бы спровоцировано Западом и не было бы подлинным действием со стороны народных сил. Запад только пытается использовать сложившуюся ситуацию в собственных целях.
На самом деле, эти события касаются не только Ближнего Востока и выходят далеко за пределы этого региона. Исламский мир сегодня является настоящим зачинщиком в революционном движении. В 1950-60-е годы в авангарде революционного движения стояла Латинская Америка, и революция была связана с именами Фиделя Кастро, Че Гевары и революционных партизан в джунглях Колумбии. Тогда исламский мир представлял собой довольно спокойную заводь. В нем, конечно, происходили разнообразные события, но они имели периферийный характер. Даже свержение монархии в Ираке не являлось каким-то радикальным событием. Естественно, был Насер, был приход «Баас», но все это имело локальный характер. А Латинская Америка доминировала в этот период, была поистине революционной.
Сегодня ситуация изменилась. Сегодня зачинщиком революции выступает ислам, и он дает образцы для следования не только другим мусульманским странам (таким, например, как Пакистан или Турция), но и странам и за пределами исламского мира. В частности, в России все чаще и чаще упоминают площадь Тахрир как образец для подражания.
Что касается будущего этой «арабской весны», то сегодня на повестке дня приход исламских политических организаций к власти во всем Магрибе и шире - на арабском Востоке. И это происходит на фоне резко ухудшающегося экономического положения в Европе. В 2012 году, скорее всего, будет обвал европейской экономики. Европейский средний класс европейский будет выброшен из своего уютного экономического гнезда на социальную периферию. Это будет тяжелый удар по диаспорам, которые до сих пор более или менее комфортно чувствовали себя в Европе. Будет большая реэмиграция в Магриб из Европы. Эти люди, потеряв работу, вернутся на родину и радикализируют ситуацию, что приведет ко второй волне политической исламизации.
Скорее всего, эти события приведут к прекращению поставок углеводородов в Европу и, возможно, началу вооруженного противостояния между южным Средиземноморьем и Европой. Что, в свою очередь, послужит дополнительным моментом ухудшения экономического положения Европы.
Для Европы это - катастрофа, в то время как Магриб справится с этими вызовами. Магрибу не привыкать к лишениям и затягиванию пояса. И все это скажется на России. Поскольку Европа будет в огромной степени зависеть от углеводородов из России то, стало быть, положение в России будет абсолютным императивом для выживания Европы.
Кстати, не исключен конфликт между Восточной и Западной Европой. Практически уже сегодня очевидно, что в перспективе такой конфликт неизбежен. Потому что между ними есть расхождение интересов и геополитических задач.
Кроме того, не будем забывать, что «арабская весна» имеет прямое влияние на будущее стран центрально-азиатского региона. Уже происходят определенные события в Казахстане, который считался самым спокойным местом в Центральной Азии. Завтра возможны масштабная дестабилизация Узбекистана и таджикско-узбекский конфликт. Мы видим, что Пакистан стал в оппозицию к Соединенным Штатам и фактически выходит из содействия операции НАТО в Афганистане, что грозит обострением конфликта во всем регионе. Ведь это будет конфликт между пакистано-афганским комплексом, с одной стороны, и центрально-азиатским - с другой стороны. Не будем, при этом, забывать об индо-китайском противостоянии.
Все эти противоречия в перспективе к 2013 году могут дать предпосылки для полномасштабной Третьей мировой войны.