Общество

Нужна ли мусульманам профессия «священнослужителя» или ей нужны имамы Уммы

Меня зовут Ишмурат. Люди добавляют «хазрат». Я не возражаю. Вообще-то этот прикол взят мной из фильма. В нем один христианский монах говорит примерно такое: «Зовут меня Николай. Люди добавляют «святой». Я не возражаю».

Речь, собственно говоря, о хазратах, как об одном из слабых мест нашей уммы. Хазраты – это кадры исламской уммы, а кадры, как говорил один очень неглупый мужчина, решают все. Конечно, к кадрам мусульман нужно относить не только хазратов, но хазраты – это очень важные кадры. Ещё те кадры… Слово «хазрат» используется в среде мусусульман татарского или башкирского происхождения. Это слово указывает на религиозного деятеля – ну, это тот, кто заключает брак, совершает погребальную молитву, ведет проповедь… (Слово «мулла» – это почти что синоним слова «хазрат»). Есть у хазрата еще много других дел, но о них попозже. В Средней Азии людей этой деятельности называют «таксыр», если не ошибаюсь. На Кавказе – «эфенди». В Турции – «ходжа». Может, есть там какие-то тонкие различия во всех этих словах, но это не важно. Для вас пока важно представить такого деятеля в чалме или тюбетейке, который может цитировать священные тексты и вести кое-какие религиозные обряды.

Начнем с того, что профессия хазрата многими мусульманами не воспринимается всерьез. Более того, слово «мулла» приобрело даже какую-то ироническую окраску в умах обывателей. И в этом отчасти виноваты сами хазраты. Для понимания этой ситуации сделаем краткий экскурс в историю России. Когда в 1917 году на Россию легла тень красного мракобесия с последующим разрушением «всего мира насилия до основания», интеллигентной прослойки мусульман в лице честных имамов просто не стало: их уничтожили. В общем-то, как и хороших поэтов, писателей и других мыслящих людей. Если вместо того, чтобы привлекать к себе умных людей за большие деньги, страна грузит их в «философский пароход», то такая страна рано или поздно зайдет в тупик. Ладно, отвлекся.

Так вот, имамов не стало (когда я использую слово «имам», я вкладываю в этот образ все положительное, что должно быть у человека, несущего людям свет Ислама). На смену им пришла каста людей, которые должны были удовлетворять духовные потребности народа… в условиях СССР. Реально? Реально. Но только с некоторыми условиями:

а) Полный список прихожан на стол! (По инерции в некоторых провинциальных городах этот «обычай» сохранился. Захожу как-то в мечеть родного райцентра, а там прямо на полке лежит списочек типа: Ибрагимов Ирек Салаватович, 1980 года рождения; Хасанов Артур Гареевич, 1976 года рождения; Хузин Амир Якубович, 1950 года рождения… Год рождения – это, наверное, для того, чтобы знать, когда же, наконец, эти верующие уйдут в рай).

б) Доведение до населения преимущества «красной» идеологии. (Все равно, что попросить человека вскипятить воду на посуде изо льда).

Хвала Аллаху, коммунисты канули в бездну. А муллы, хазратствовавшие в их время, остались и задышали полной грудью. Только вот беда: 70 лет не прошли бесследно, и это дыхание выходило с болезненным и неприятным свистом. Не избавились хазраты от программы, закачанной в них тогда.

Время их молодости требовало, чтобы от религии доносились только пять-шесть ритуалов (если быть точнее, то это: погребальная молитва, имянаречение, чтение Корана по усопшим на третий, седьмой, сороковой дни; чтение Корана по случаю новоселья, чтение маулида). Интересно, что добрая половина (а то и больше) этих «ритуалов» не имеет к Исламу вообще никакого отношения. Но о большем рассказывать было нельзя: ни о намазе, ни об уразе, ни об изучении Корана, ни о биографии пророка Мухаммада... Словом, говори о религии, но ни о чём. И хазраты того времени так и научились говорить. Потом научили тех, кто учился у них. Бывает, что слышишь, как какой-нибудь хазрат объясняет людям Ислам на очередном ритуале "традиционного" Ислама. Примерно вот так: «Учитесь хорошо, на «пятерки», уважайте родителей – так велел Аллах в Коране. Ислам учит людей чистоте, правильному образу жизни, так что не курите, не пейте, не деритесь. Улыбайтесь людям – таким был пророк Мухаммад. А от свинины лучше отказаться… Нельзя кушать харам, совершать харам. Если у вас есть невесты, то лучше сразу совершите никах, иначе в тот момент, когда вы находитесь в комнате вдвоем, а у вас нет никаха, то третьим присутствующим будет шайтан! Агузу билля! (В это время молодые загадочно переглядываются и хихикают). Прочитайте Коран – от этого вам хуже не станет…». Ну и так далее в таком стиле. Интересно, что слова «Аллах», «Ислам», «Коран», «Пророк», «харам», «никах» звучат, но… В общем, вагоны слов, а основной сути Ислама нет. Если предположим, что кто-то из присутствовавших на этом медждлисе исполнит абсолютно все, к чему призывал хазрат, то это еще не значит, что он стал мусульманином. Еще раз прочитайте стандартные советы хазрата. Да на свете немало людей, кто
учится хорошо; уважает родителей; не курит; не пьет; не дерется; не кушает свинину; все время улыбается; с невестой сходил к мулле и прочитал никах.

Внимание! Самый интересный вопрос. Стал ли он от этого мусульманином?! Не факт, хазрат. Потому что при всех этих качествах он может просто быть буддистом. А мусульманином человек может быть даже тогда, когда он учится плохо; родителей не уважает; курит; пьет; дерется; кушает свинину; никогда не улыбается; никах не прочитал, но с женщиной сожительствует.
Правда, в этом случае он будет очень, очень плохим, грешным, но мусульманином, с условием, что он верит в Аллаха Его ангелов, Его пророков, Кадар (предопределение) и в Судный день.
Парадоксально, но факт. Если татарин и татарка идут к хазрату в мечеть, чтобы заключить никах, это еще не значит, что они верят во все вышеперечисленное.
Не верите мне, хазрату? Ну и не надо. Да просто проведите опрос прихожан, достающих тюбетейки и платки перед самым входом в мечеть, и сами составьте статистику. Рад буду, если хотя бы 10% опрошенных имеют правильное представление об Аллахе.

Вернемся к хазратам. На фоне всего описанного их священным долгом должно быть объяснение людям Ислама, так как это вопрос вечной жизни. А не вешание людям лапши о хорошей учебе, улыбках и проч. Кто-то может сказать, заступаясь за хазратов: «Так они могут и не знать, как надо объяснять Ислам!» Ответ мой таков: пусть тогда снимут свои чалмы и чапаны и пасут скот, клеят обои, таксуют, подметают скверы и все такое.

Кстати, насчет чапанов и чалмы, да и вообще внешних атрибутов хазрата. Вообще, человеку свойственно компенсировать свои невидимые недостатки внешними атрибутами. Это такое своеобразное бегство от самого себя. К примеру, грозный вид может использоваться теми, кто изначально не уверен в себе. Я видел где-то пять или шесть настоящих мастеров различных единоборств, и все они такие милые до невозможности парни. Двое из них на голову ниже меня (мой рост 167 см), еще двое – чуточку выше. Уверен, таких пацанов где-нибудь в магазине могут толкнуть в грудь и сказать им эдак сверху вниз: «Чё ты прешь без очереди, ты!» Тогда таким понторезам – залёт. Если, конечно, Мастер его не простит, как наглую, но тупую обезьяну. Ладно, опять отвлекся.

Так вот, хазраты носят оригинальные одеяния в виде чалмы и чапанов, стараясь окутать ими свою обычность. (У одного я даже видел нехилую тросточку с замысловатым набалдашником. И зачем она ему, когда ему и тридцати-то нет!) Короче, у того, кто видит их впервые, иногда возникают ассоциации со звездочетами из сказок, льстиво комментирующими
любую тупую выходку короля: «О, мой повелитель! Как мудры ваши слова! Звезды говорят, что на всем белом свете нет правителя мудрее, красивее, щедрее...» Мало того, они еще нарекают себя такими замысловатыми именами типа «Хаджи Ильмир Кутлугильди Абу Фердинанд ибн Мэлс Атсуярий». Надо сказать, это заархивирование имен стало распространенной тенденцией среди хазратов всея Руси. Вот как ты был Кутлугильдином Ильмиром Мэлсовичем из Атсуярово, так и называйся, даже если ты съездил в хадж. Как любит говорить мой друг, "ты тут никто, и звать тебя никак". Тем более, если твой харизматический облик не соответствует твоим познаниям в Исламе.

Вот, кстати, о познаниях хазратов в Исламе. Мы уже затрагивали вопрос, как они «призывают» к Исламу. Это отчасти связано с укоренившейся методикой «призыва» хазратов советского времени, закончивших Бухару с красным дипломом, а отчасти – невежеством.

Так какие познания у среднего хазрата наряду с архиважными умениями проводить вымышленные ритуалы? Начнем с чтения Корана. Парадоксально, но некоторые хазраты даже не знают слова «таджвид» (наука о правилах чтения Корана). Без комментариев. Теперь хадисы. Один из авторитетных хазратов Башкортостана заявил: «Откуда ты знаешь, что все хадисы «Аль-Бухари» достоверны?» Без комментариев. Теперь сира. Один из хазратов искренне верит, что чтение Корана по усопшему на третий, седьмой, сороковой день – это то, чему учил сам Пророк. Без комментариев. Про другие науки вообще молчу.

Одной из любимых тем проповедей хазратов, имеющих в лучшем случае красненький диплом, является противостояние экстремизму. Если верить им, то терроризм и экстремизм можно остановить только и только распространением ханафитского мазхаба. Получается, как только молодежь перестанет в намазе кричать «аминь» вслух, перестанет поднимать руки и не будет расставлять ноги широко, то сразу же умолкнут выстрелы в горах, исчезнут акции самоподрыва, и все потом «жили долго и счастливо». Скажите, пожалуйста, хазраты, в каком труде ханафитского мазхаба вы нашли опровержение экстремистским идеям?! Это же современные вопросы, которые анализируются в исламских университетах Египта, Сирии, Саудовской Аравии. Они подобны вопросу «Обязан ли мусульманин подчиняться сигналам светофора?» И как раз-таки изучение трудов ненавистных вам Ибн Таймии и его ученика Ибн Каййима аль-Джаузий помогает молодежи правильно понять Ислам и не впадать в идеи экстремистского характера. Но вы рассказываете сказки о противостоянии экстремизму через ханафитский, шафиитский и др. мазхабы, и в результате сами становитесь причиной радикализации исламской молодежи. [...]

Да, говорить можно долго, но ясно одно: хазратов надо менять на имамов, настоящих лидеров мусульман. Каким должен быть имам? Имам – это тот, кто продолжает дело Пророка, беря в свои руки управление мусульманами. Необязательно, чтобы он был молод, но мужская внешность и физические данные у него должны быть. Пророк Мухаммад участвовал в боях – о чем-то говорит? Сколько процентов хазратов смогут подтянуться на перекладине хотя бы 15 раз? Не думайте, что это неважно для имама. Имам – это наставник мужчин, а хлюпик не может быть полноценным наставником.(Тут трудно согласиться с автором, т.к. не каждый известный исламский ученый обладает такой физической силой. Их сила в знаниях) Его немощь мужчины будут чувствовать подсознательно. Далее, помимо физических данных:

– Имам обязан говорить на арабском хорошо. Это наряду с виртуозным владением русским и родным, если родной язык – не русский.

– Он обязан знать таджвид и читать Коран безупречно. Вот, ты неизвестный хазрат, знаешь, какие буквы в Коране имеют качество «тафхим»? Нет?! Марш на повышение квалификации! Когда голова начнет пухнуть от таджвида, бегом подтягиваться к перекладине!

– Он обязан проштудировать для начала хотя бы следующий академический минимум (здесь я привожу сокращенные варианты данных книг на русском языке). Это надо сделать с учителем.

1) По тафсиру:
• «Тафсир Абдуррахмана ибн Саади».
2) По хадисам:
• «Сады праведных»;
• «Сахих аль-Бухари»;
• «Сахих Муслим»;
• «40 хадисов ан-Навави».
3) По акиде (вероубеждению):
• Серия книг Умара Сулеймана аль-Ашкара («Вера в Аллаха», «Пророки и пророчества» и др.);
• «200 вопросов по вероубеждению Ислама» Хафиза ибн Ахмада аль-Хаками;
• «Основы Сунны» Ахмада ибн Ханбала.
4) По фикху (исламскому праву):
• «Булюг аль-Марам» аль-Аскаляни;
• «Описание молитвы Пророка» аль-Албаний;
• «Крепость мусульманина» Саида аль-Кахтаний (Пусть эта книжка будет у вас в кармане всегда. Эти зикры и мольбы нужно знать наизусть).
5) По сире (биографии Пророка):
• «Мухаммад» Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури.

- Он обязан иметь и хороший моральный портрет. И это самое важное – я этот пункт специально оставил на потом, чтобы он запомнился сильнее. Имам не должен терять его никогда. Пишу это через силу, так как у меня самого нет нрава, необходимого для имама. Поэтому я и не возражаю, когда ко мне обращаются «хазрат»... Слово, прилипшее к моему имени, не нравится, а до имама далеко. Так и живу.



В данных размышлениях автора со многим можно согласиться, т. к. он искренне призывает мусульман к познанию своей религии и искренности в ее распространении. Но, как известно, идеальных людей мало, и то, что для распространения ислама сегодня делают "хазраты" не хотят делать многие мусульмане, которые ходят в мечети, построенные по инициативе все тех же "хазратов".
Но, изложенная в статье критика современных "муфтиев" и "хазратов" вполне продуктивна и обоснованна. Особенно актуально это в свете их постоянных войн, направленных против активизации и самоорганизации исламской молодежи, которую они зачастую обвиняют в отклонениях и ереси, пытаясь тем самым узурпировать право толковать религию и говорить от ислама. А это само уже похоже на сектантское мышление, в котором часто обвиняют молодежь.

Ислам намного шире, чем мнение и толкование о нем одного или нескольких, пусть даже крупных исламских ученых. А их, как известно в истории ислама было достаточно много, но, ни один из них не претендовал на истину в последней инстанции, полагаясь в своих изысканиях на милость и прощение Аллаха. И только весь комплекс мнений великих ученых прошлых веков и современности и есть широкий неиссякаемый источник ислама, дающий мусульманам свободу и право выбора. Но, к сожалению, проблема состоит в том, что некоторые группы мусульман почти что обожествляют некоторых ученых, считая, что только их иджтихад – истина, а мнение всех остальных ученых - заблуждение. Вот это и есть сектантское мышление, мешающее объединению мусульман на основе общего уважения к исламским ученым, что не мешает придерживаться мнения какого- то одного из них.

подписаться на канал
Комментарии 0