Главные для Турции как президентской республики выборы уже подвергнуты анализу со всех возможных сторон. Так или иначе, развязка этой интриги произойдет 28 мая, а опыт первого тура, как и многих других выборов (в тех случаях, когда речь идет о настоящих выборах!), учит тому, что в ситуациях такой напряженной конкуренции с уверенностью предсказывать результат дело неблагодарное.
К слову, именно в этом опасность президентской системы для Турции, потому что по итогам других, парламентских выборов подавляющее большинство депутатских мест оказалось в руках правых партий, как правящих, так и оппозиционных. Но если на президентских выборах победит Кылычдароглу, суперполномочия могут оказаться у носителя левых взглядов. Так, из 600 депутатских мест непосредственно у альянса правящих консервативных партий 322 места, но при этом консервативные партии получили еще несколько десятков мест в составе оппозиционного алянса: 14 - DEVA (Бабаджана), 10 - Gelecek Partisi (Давутоглу) и еще 10 - Saadet (одна из двух партий последователей Эрбакана).
Однако правые и левые это одна шкала политических координат, а мы сейчас хотим обратить внимание на результаты этих выборов по другой шкале политических координат.
Так, в свое время в среде русскоговорящих мусульман было много споров о том, почему Эрдоган не откажется от Турецкой Республики и не восстановит вместо нее Халифат. А теперь давайте посмотрим, сколько на этих выборах получили партии, которые могли бы хотя бы гипотетически поддержать такой курс, а сколько партии и политики, которые однозначно против исламской солидарности в ущерб национальным интересам.
Внутри правящей коалиции на четко панисламских позициях стоят партия сына Эрбакана Фатиха Yanidan Refah, которая получила 5 депутатских мест и курдско-исламская партия Huda Par, получившая 4 депутатских места (по другим данным - 3). При этом ярые приверженцы национального приоритета из MHP внутри правящего альянса получили 51 место и еще около 1% голосов другие ультранационалисты из BBP.
Как ни странно, внутри оппозиционного альянса приверженцы панисламских взглядов в лице Saadet получили даже больше мест, чем внутри правящего - 10. Однако они там тоже тонут среди убежденных националистов - главной партии альянса CHP (168 мест) и IYI Parti (44 места).
Отдельно можно выделить все партии, которые вышли из старой AKP, то есть, саму AKP в правящем альянсе (266 мест) и DEVA и Gelecek Partisi (14 и 10 мест) в оппозиционном альянсе. Всем этим партиям не чужды общеисламские проблемы и им чужд ультранационализм, но как минимум в силу своего прагматизма все они остаются внутри национального консенсуса, что позволяет определить их как национально-консервативные.
Также не забываем социалистические и околокоммунистические партии YSP (62 места) и TIP (4 места), которые предельно далеки от исламских убеждений.
Итого, в сухом остатке мы видим, что партии, максимально близкие к тому, чтобы поддержать отказ от национальной Турецкой Республики в пользу Халифата имеют чуть более 5% и явно менее 10% мест в национальном парламенте. При этом партии, стоящие на позициях ярко выраженного приоритета национального над религиозным, имеют примерно 45% мест: 24,96% у CHP, 10,34% у MHP, 9,93% у IYI Parti, 1% у BBP, что создает тот крен, к которому склоняются национал-прагматические партии вроде AKP, DEVA, Gelecek Partisi.
При этом на президентских выборах третье место с 5,2% получил ультранационалист Синан Олан, выступающий за немедленное выдворение преимущественно мусульманских (арабских) беженцев и против любых шагов навстречу в том числе мусульманам-курдам.
То есть, общий характер турецкой политики виден невооруженным глазом. При всех различиях внутри ее ведущих сил между консерваторами и прогрессистами, прорелигиозными или просветскими силами, в своей основе эта политика националистическая, сутью которой является отдача приоритета турецким национальным интересам над любыми другими, в том числе иностранными мусульманскими.
Кому-то это может не нравиться, но вот не считаться с этим не получится ни у кого. И в этих условиях понятно, что реалистически самая лучшая опция, на которую приходится надеяться иностранным мусульманам, смотрящим на Турцию с надеждой - это ее национальные, но все же происламские силы.
Это хороший, хоть и горький для кого-то урок реализма, однако, если усваивать уроки, то это надо делать до конца. В частности, задуматься - если мусульмане даже в такой большой, состоявшейся и успешной стране как Турция и те руководствуются в своей политике прежде всего своими национальными интересами, разве не тем более ими нужно руководствоваться мусульманским народам и сообществам, которые даже не имеют таких государств и борятся за свое выживание?