Политика

Турецкий выбор: уже через 2 дня

14 мая в Турции должны состояться президентские выборы. К слову, сейчас это уже воспринимается как данность, но еще несколько месяцев назад это было под вопросом.

Напомним, что страна перенесла катастрофическое землетрясение и многие предполагали, что существующая власть захочет воспользоваться этим как предлогом, чтобы перенести выборы. Однако президент Эрдоган решил проявить политическое мужество и провести их вовремя. И надеемся, что этого мужества ему хватит, чтобы провести их честно, и чтобы признать результаты этих честных выборов. Что, кстати, касается и оппозиции, а о том, почему - чуть позже.

Итак, основные соперники известны - действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган от правящей Партии Справедливости и Развития (AKP), ее основного союзника Партии Националистического Действия (MHP) и ряда других националистическо-происламских партий (включая курдско-мусульманскую Huda Par) и Кемаль Кылычдароглу от Народно-Республиканской Партии (CHP) и пестрой оппозиционной коалиции семи, включившей в себя широкий спектр партий, от светско-националистических до национал-консервативных и происламских.

В общем-то мы уже не раз обозначали свое отношение к этим выборам, но обозначим ряд важных тезисов снова.

1. Это выборы президента Турции - одной из важнейших стран Исламского мира

Эту двойственность надо понимать, потому что, с одной стороны, это не выборы Халифа или "лидера Исламской уммы", как пытаются изображать некоторые, а выборы главы одного из национальных государств, образовавшихся на месте бывшего Османского Халифата. Но это одно из сильнейших государств Исламского мира, и потому для мусульман во всем мире, а особенно в нашем регионе, где с ним много чего связано, важно, что в этом государстве будет происходить. Уже не говоря о множестве наших братьев и сестер, которые нашли новый дом или приют в этой стране и чьи интересы эти выборы непосредственно затрагивают.

Поэтому да, это выборы прежде всего турецкого народа (то есть граждан Турции), что мы призываем помнить всех, понимая, что мы не можем навязать этому народу то, что он отвергнет, и что этот выбор должен сделать прежде всего он, а мы - этот выбор принять. Но нам ради Аллаха небезразлична ни судьба этого народа, ни судьба связанных с ним мусульманских народов и общин, и поэтому мы просим у Аллаха принести им благо посредством результатов этих выборов и защитить их от зла, которые могут от них исходить.

2. Главное в этих выборах - сохранить существующее турецкое государство, его стабильность и единство

Да, об этом пишем мы, которые в пору неоосманских надежд критиковали ограниченность этого государства и надеялись на ее преодоление чем-то большим, наднациональным исламским проектом. И нет, это не мы отказались от наших идей, но мы поняли и признали, в том числе "набив шишек" (вместе со многими другими), что турецкое общество, турецкая нация не хотят отказываться от национального государства, созданного Мустафой Кемалем, с его законами и конституцией.

Реджеп Тайип Эрдоган, став выразителем чаяния многих поколений мусульманских общественников и подвижников, начиная с Аднана Мендереса, через Тургута Озала к Неджметтину Эрбакану в начале XXI века сумел провести серьезное изменение настроек этого государства, покончив с той системной государственной исламофобией, которая ему была присуща.

Это его колоссальная победа и этим он войдет в историю как обновитель Турецкой Республики или фактически как создатель второй Турецкой Республики, если проводить аналогии с Францией и множеством ее республик. Более того, этот успех сегодня уже не оспаривает ни одна серьезная политическая сила в Турции, включая те, что этому противостояли вроде CHP, так как сегодня все они (по крайней мере на словах) согласны с тем, что поражение в правах верующих мусульман и их вытеснение на обочину жизни государства и общества не должны вернуться. Еще раз, это успех и лично Реджепа Тайипа Эрдогана, которому удалось то, чего не удалось ни Эрбакану, ни Озалу, ни Мендересу, и он имеет шанс остаться в истории именно с этим позитивным багажом.

Вместе с тем, надо понимать, что добившись этих достижений, с какого-то момента Реджеп Тайип Эрдоган стал вести политику, которой не только противостояли его давние противники, но и которую отвергли его недавние соратники и союзники. Поэтому в оппозицию к нему перешли некоторые из людей, с которыми он добился вышеуказанных успехов, такие как бывший президент Абдуллах Гюль, бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, бывший министр иностранных дел Али Бабаджан, равно как в этой оппозиции находится партия Неджметтина Эрбакана, бывшего соратника и учителя Эрдогана Saadet (хотя сын Эрбакана Фатих во главе другой партии Yeniden Refah Эрдогана поддерживает).

Это говорит о достаточно серьезном политическом расколе турецкого общества, причем необязательно по линии "исламисты - антиисламисты", к чему мы еще вернемся. При этом надо отдавать себе отчет, что ни одна из противоборствующих сторон не ставит перед собой цели уничтожить существующее турецкое государство, чтобы создать на его месте Халифат или что-то другое. Для всех них Турецкая Республика является безальтернативной ценностью, а это значит, что кто бы на этих выборах ни выиграл, ее надо сохранить от гражданской войны, расколов и диктатур. И сохранить не только как национальное государство, но и как часть международного сообщества, благодаря чему оно достигает многих своих успехов. А это значит, не допустить не только гражданских войн, но и "лукашенкизации" или "кндризации" вследствии попрания тех правил, по которым функционирует турецкая избирательная система.

3. Выбор и прост, и непрост

Для исламски ориентированного избирателя в этих выборах, на первый взгляд, все просто. Президенту Эрдогану максимально повезло с главным соперником, который максимально отталкивает исламски ориентированного избирателя. Кемалшь Кылычдароглу:

- далекий от Ислама

- открыто назвал себя алевитом

- поддерживается многими исламофобами, атеистами, воинствующими секуляристами, феминистками, лгбт

- поддержан псевдокурдскими леваками из политического крыла террористической Рабочей Партии Курдистана (PKK) - Партии Демократии Народов (HDP).

С таким раскладом может показаться, что исламски ориентированный избиратель ну никак не может поддержать его в битве против человека, известного как соблюдающий мусульманин и ветеран исламского движения, добившийся для мусульман их прав, вернувший мусульманам Айя Софи и т.д., и т.п. И тем не менее, это происходит - Кылычдароглу против Эрдогана готовы поддержать не только его бывшие соратники, упомянутые выше, но и представители ряда исламских джамаатов и другие практикующие мусульмане, когда-то поддерживавшие Эрдогана или сочувствовашие ему.

Почему же это происходит? Самое простое объяснение, которое предлагают партийные фанатики-сектанты, что все эти люди мунафики, агенты и чуть ли не вероотступники. Но есть и более сложное, оно же то, которое озвучивают они сами - Кылычдароглу они поддерживают не благодаря тому, что перечислено выше, а вопреки этому, и только как лидера широкой, разношерстной коалиции, обещающего в случае победы на президентских выборах вернуть парламентскую республику, упраздненную Эрдоганом в 2016 году. Таким образом, если для большинства сторонников Эрдогана ключевым является вопрос личности и идеологии его и его оппонента, то для многих его противников ключевым является вопрос о том, какой будет политическая система в стране - той, где максимум полномочий сосредоточены в руках президента, благодаря чему оппозиция оттеснена от принятия решений, или той, где ключевым органом является парламент, что вынуждает разные политические силы вступать в коалиции друг с другом и учитывать позиции и интересы разных партий и их избирателей.

4. Последние выборы Эрдогана

При этом с высокой вероятностью данные выборы будут последними выборами для Реджепа Тайипа Эрдогана, о чем заявил он сам. Что означает, что он уйдет не только, если проиграет, но и если выиграет, это будет уже его последний президентский срок, а значит, ему надо будет искать и выводить на политическую арену своего преемника.

Кстати, этот вопрос тесно связан с предыдущим. Например, шайтан Нетаньяху после неоднократных поражений и переходов в оппозицию снова возвращался во власть. Но это ему удавалось именно благодаря тому, что Израиль является парламентской республикой, что позволяло Нетаньяху сбивать разношерстные коалиции партий правой и религиозной направленности. Стань Турция парламентской республикой и не приходится сомневаться, что нынешняя оппозиционная коалиция семи просуществует недолго, так как ее светские и левые и консервативные и правые участники быстро бы разошлись по многим вопросам. И в таких условиях AKP скорее всего, подобно Ликуду в Израиле, стала бы неизбежным центром сборки любой новой консервативной коалиции.

Однако президент Эрдоган сделал ставку на другую модель - электорального султаната. В ней победитель получает все, а проигравший пригрывает все. Но тот, кто побеждает, несет на себе бремя власти и огромной ответственности, что явно видно Эрдогану, который уже не выглядит как человек, обладающий энергией для "бесконечной" борьбы за власть, как Нетаньяху. Поэтому, в случае победы Эрдогану нужно будет найти столь же сильного преемника, способного консолидировать вокруг себя нацию и принять от него всю полноту ответственности за продолжение его дела. А в случае его поражения Турцию вероятно ждет непростой переход к парламентской системе, скорее всего, с перегруппировкой ныне правящих и оппозиционных партий. Но это не наверняка - хоть Кемаль Кылычдароглу и обещал это сделать, но строго формально он получит от президента Эрдогана широкие президентские полномочия, которые позволят ему отбросить своих союзников и попытаться править самому, со своей партией. И это один из самых худщих вариантов, хоть и маловероятный.

5. Два тура или один?

Сейчас уже нет смысла спекулировать на теме рейтингов кандидатов. Разные опросы дают разные результаты, но ключевым вопросом является даже не то, кто наберет больше, а кто меньше, а то, пройдут ли выборы в один тур, если победитель получит 50+% или в два, если нет.

Это будет известно уже скоро, когда турецкие избиратели, среди которых будут и наши читатели, сделают свой выбор. Мы же повторим, что каким бы он ни был, важно, чтобы победитель в этих выборах победил честно, а тот, кто честно проиграет, честно признал свое поражение, и стремился взять реванш не с помощью силы на улицах и площадях, а на следующих выборах, которые должны пройти так же честно. 

Этого мы и желаем турецкому народу и всем мусульманам. Или как говорят турки, hayırlı olsun - пусть будет на благо.

Комментарии 0