Из 64 миллионов зарегистрированных граждан, имеющих право голоса на предстоящих 14 мая выборах в Турции, примерно 11 миллионов являются домохозяйками. О значении домохозяек для турецких выборов пишет Middle East Eye.
Согласно недавним опросам, эта молчаливая, сдержанная социальная группа может оказаться решающим фактором на выборах «ноздря в ноздрю».
И президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, и кандидат в президенты от оппозиции Кемаль Кылычдароглу осознают это и всеми способами борются за голоса этой группы.
Например, правящая Партия справедливости и развития (АКР) пообещала в своем предвыборном манифесте, что домохозяйки будут получать пенсии, покрываемые государством, как и работающие граждане.
«Государство компенсирует одну треть пенсионных обязательств», — говорится в заявлении, где добавляется, что домашняя работа будет рассматриваться так же, как официальная тяжелая работа.
Точно так же Кылычдароглу заявил в видео, что он введет страхование поддержки семьи, которое будет предоставлять социальную помощь семьям, не имеющим дохода или зарабатывающим меньше минимальной заработной платы.
«Кроме того, мы откроем золотые счета в банках участия [которые работают без начисления или распределения процентов] для домохозяек. Страховые деньги будут зачислены на их счета в золотой валюте», — сказал он .
Кылычдароглу также подчеркнул, что понимает, что большинство домохозяек религиозны и хотели бы иметь свои счета в беспроцентных банках, не запятнанных ростовщичеством.
Однако Огуз Каан Салиджи, заместитель Кылычдароглу, сказал, что их партия все еще не так популярна среди домохозяек, как ей хотелось бы.
«Мы все еще не смогли убедить большинство домохозяек, но наши усилия продолжаются», — сказал он на пресс-конференции в конце апреля.
Очевидно, перед оппозицией стоит непростая задача.
Если ориентироваться на предыдущие выборы, то становится ясно, что большинство домохозяек предпочитают Эрдогана и его АКР.
Согласно опросам, проведенным IPSOS в Турции во время выборов 2018 года, Эрдоган был выбором номер один среди домохозяек.
Дополнительное исследование, проведенное KONDA Research and Consultancy, предоставило более подробную информацию: на предыдущих президентских выборах более половины домохозяек голосовали за Эрдогана, в то время как только 11 процентов голосовали за кемалистскую Республиканскую народную партию (СНР).
Подчеркивая значение традиционной структуры семьи, Эрдоган категорически против абортов, разводов и растущего движения ЛГБТК+.
Более того, правительство и его консервативные союзники призывали внести изменения в закон, обеспечивающий защиту женщин от домашнего насилия .
Кажется, Эрдоган остается выбором домохозяек.
Фериде Гур (55 лет), домохозяйка и мать двоих детей, говорит, что не изменит своей политической приверженности, несмотря на продолжающийся финансовый кризис в Турции, в результате которого лира резко упала, а инфляция резко возросла.
«Никто не может ожидать, что я проголосую за CHP, несмотря на то, что мы справляемся с экономическими трудностями», — сказала она Middle East Eye.
Вспоминая первый день поступления дочери в университет в 2006 году, Гур объясняет, почему она будет голосовать за Эрдогана.
«Моей дочери удалось поступить в один из лучших университетов Стамбула. Я была рада сопровождать ее в первый день. Когда мы добрались до университета, охрана сказала: «Эй, госпожа! Вы не можете войти внутрь!
«Я просто хотел войти в кампус, в сад. Через некоторое время вернулась охрана и объявила, что все женщины в хиджабах должны ждать дальше по дороге, а не перед воротами».
«Это было результатом политики СНР.
«Кто может гарантировать, что они не вернутся к своей основной политике?»
Эта мощная поддержка Эрдогана связана не только с отменой многолетнего запрета на ношение хиджаба, но и с социальными услугами.
Через свое женское крыло АКР ввела несколько программ социальной помощи, которые особенно ориентированы на неработающих женщин, в добавок к выплате пособий на детей и заработной платы тем, кто ухаживает за пожилыми людьми, в число которых могут входить родители женщины.
Размер социальной помощи варьируется в зависимости от обстоятельств женщины, является ли она вдовой или у нее есть ребенок-инвалид.
«Любая политика, полезная в области здравоохранения, ухода за детьми, ухода за престарелыми или образования, привлекает голоса домохозяек», — говорит Фейза Акинердем, исследователь из Босфорского университета.
«Женщины единственные, кто берет на себя бремя здоровья и образования основных и расширенных членов семьи».
«На самом деле, — продолжает Акинердем, — политические концепции или споры их не интересуют. Они смотрят на то, что касается их повседневной жизни».
Кроме того, отмена запрета на ношение хиджаба в 2013 году имела огромное символическое значение для многих домохозяек, поскольку женщины, носящие хиджаб, могли не только поступать в университеты, но и работать в государственных учреждениях.
Как и Гур, Бетуль Юрекли, домохозяйка и мать двух дочерей, выражает сомнения в отношении СНР из-за того, что в прошлом те поддерживали запрет на ношение хиджаба, и эта позиция изменилась только в прошлом году.
«Я никогда не думала о поступлении в университет, потому что никогда не снимала платок. Но я знаю, что если Эрдоган останется у власти, мои дочери четырех и семи лет смогут ходить в среднюю, старшую школу и университет со своими платками».
Помимо снятия запрета на ношение хиджаба, для многих домохозяек качество государственных или муниципальных услуг является еще одним важным фактором политического выбора, по словам Акинердем, которая недавно провела полевое исследование.
«С 2019 года муниципалитет Стамбула открывает детские сады и выдает «материнскую карту» на бесплатный проезд. Вместо того, чтобы говорить о других вопросах, которые преобладают в повседневной жизни Турции, женщины всегда упоминают о том, что они получают от этих двух услуг». Муниципалитет Стамбула, напомним, возглавляется оппозиционным мэром от СНР Экремом Имамоглу.
Для Юрекли эти услуги полезны, но, добавила она, АКР «десятилетиями предоставляет больше».
«Например, они бесплатно организуют поездки в духовные центры нашего города [Стамбула], — говорит она. Коран по пятницам.
«Или один из соседей может просто позвонить в службу поддержки в муниципалитете Фатиха [там управляет АКР], чтобы помочь ей доставить отца в диализный центр».
Акинердем считает, что обещания СНР могут не убедить домохозяек, потому что они «чувствуют себя комфортно в своей нынешней жизни».
«Они чувствуют, что принадлежат к социальной фракции, представленной АКР, а не СНР», — сказала она.
«Они [CHP] не такие, как мы. Мы религиозные люди, придерживающиеся своих традиций и семьи».
Что касается одной из других главных проблем на этих выборах — острого экономического кризиса в Турции, — хотя некоторые женщины выражали обеспокоенность ситуацией, они все же не верили, что существует сильная альтернатива Эрдогану, которая могла бы эффективно с ней справиться.
«Наш уровень жизни был разрушен после пандемии», — сказала Гур, но добавила, что Эрдоган по-прежнему кажется ей единственным лидером в стране. «Если бы был другой кандидат с такими способностями и уважением к нашим ценностям, я бы изменила свой выбор», — сказала она.
Между тем, Юрекли считает, что правительство во главе с СНР не сможет преодолеть кризис.
Акинердем говорит, что домохозяйки разочарованы снижением их покупательной способности.
«Тем не менее, экономические проблемы коренным образом не меняют их политический выбор, если они напрямую не становятся предметом коррупции или несправедливости», — сказала она.