Политика

Прошла любовь? Саудиты охладели к Израилю, арабы консолидируются

Аналитики считают нехорошим признаком для Израиля и израильско-саудовских отношений публичный визит в Саудовскую Аравию делегаций палестинских организаций ФАТХ, правящей на Западном берегу реки Иордан, и ХАМАС, правящей в Секторе Газа. На территории Королества между ними должны состояться переговоры, которые могут дать надежду на палестинское общенациональное примирение.

Напомним, что в данный момент существует фактически два непризнающих друг друга палестинских квазигосударственных образования, одно из которых - Сектор Газа, находится еще и в блокаде.

Комментаторы обращают внимание на то, что все это происходит после нескольких лет неприязни саудовских властей к ХАМАС и наоборот широко обсуждавшегося потепления в отношениях с Израилем как Саудовской Аравии, так и других монархий Арабского Залива. Эта т.н. нормализация происходила под эгидой т.н. Авраамических соглашений, а ее кульминацией должна была стать т.н. Сделка века, призванная закрыть палестинский вопрос и открыть дорогу для еврейско-арабского примирения. Все это было проектом Дональда Трампа и его сионистского окружения, в частности зятя-хасида Джареда Кушнера и дочери-герки (новообращенной иудейки) Иванки Трамп.

Собственно, уже тогда, когда многие мусульманские ресурсы кричали о предательстве палестинского дела арабскими монархиями, мы призывали не преувеличивать значение пиар-акций Трампа, действующего как шоумен и бизнесмен, а не стратегически мыслящий политик. О том, что "сделка века" окажется пшиком, мы написали сразу, комментируя ее, и оказались правы, так как уже сегодня о ней мало кто помнит. Точно так же весьма скромной оказалась арабско-израильская нормализация, которая фактически свелась к очень ограниченным контактам в сфере бизнеса и иного практического взаимодействия.

А вот палестинское дело с общеарабского стола никуда не исчезло, что лишний раз подтверждает тот факт, что к его обсуждению снова привлекают ХАМАС, который Трамп и Ко пытались устранить из мировой политики, после чего по их мнению договориться с ФАТХ было бы сущей ерундой. Хотя на самом деле, как мы тоже отмечали не раз, представление о непримиримом ХАМАС и бесхребетно-предательском ФАТХ это не более, чем стереотип - обе организации, каждая по своему отстаивают палестинское дело, а противоречия между ними обусловлены скорее выбором тактики, методом, приоритетов и союзников.

Что, однако, важно и что отмечают многие аналитики, так это то, что Мухаммад бин Салман (МБС), похоже, остыл к Биньямину Нетаньяху. И это логично - если раньше Нетаньяху был фаворитом тогдашнего американского президента Трампа, то сейчас, при президенте Джо Байдене он воспринимается американским истеблишментом как хромая утка и помеха американской политике на Ближнем Востоке. Да и от самой этой политики МБС так же дистанцируется, делая в последнее время ставку на сближение с Китаем, при посредничестве которого удалось, если не прекратить, то по крайней мере заморозить саудовско-иранскую прокси-войну в Йемене.

А вот позиции Израиля в регионе объективно слабеют на фоне внутреннего системного кризиса в нем и потакания правительства Нетаньяху ультра-сионистским экстремистам. Ведь последние справедливо начинают восприниматься как источник серьезных проблем в стране и регионе все большим числом людей, и не только в арабском и мусульманском мире.

Поэтому в каком-то смысле происходящее сейчас в этой сфере выглядит как возвращение региональной политики к ее основе, то есть национальной солидарности. Иначе говоря, палестинское дело было и остается вопросом всего арабского мира, и отделить одно от другого не получится, как бы этого ни хотели ультра-сионисты в Израиле и за его пределами.

Комментарии 0