Комитет Сената США по международным отношениям опубликовал на прошлой неделе доклад о взаимоотношениях со странами Центральной Азии и войне в Афганистане. Те, кто пристально следит за событиями в регионе, найдут в нем мало нового для себя, но документ содержит некоторые свежие фактические данные о перевозках по Северной сети поставок (ССП). Эти цифры дают основания полагать, что Узбекистан утрачивает свое значение по сравнению с ситуацией прошлого года:
"С 2009 года Соединенные Штаты постепенно наращивают объем перевозок по Северной Сети поставок – важному транспортному маршруту, представляющему собой сеть коммерческих воздушных и наземных путей, по которым осуществляются поставки для операций натовских и американских войск в Афганистане. По ССП осуществляется в настоящий момент до 75 процентов всех наземных грузоперевозок. По данным транспортного командования США, 40 процентов всех грузов транспортируется по ССП, 31 процентов грузов доставляется по воздуху, а 29 процентов – через Пакистан.
ССП состоит из трех основных наземных маршрутов: один идет из черноморского порта Поти через Баку в Азербайджане по Каспию в Центральную Азию; второй – из латвийского порта Рига по территории России, Казахстана и Узбекистана; и последний, третий, маршрут берет начало в Латвии, проходит транзитом по территории России, Казахстана, Кыргызстана и приводит в Афганистан через Таджикистан. По имеющимся оценкам, через узбекский пункт Хайратон ввозится 70 процентов грузов, перевозимых по ССП".
(Это было написано до того, как Пакистан перекрыл поставки для США и НАТО). По данным одного из представителей Пентагона, в ноябре прошлого года через Узбекистан проходили 98 процентов грузов, транспортировавшихся по ССП. На эту цифру часто ссылались, желая продемонстрировать, что президент Узбекистана Ислам Каримов, по сути, не оставляет США выбора: нам нельзя сердить Каримова, иначе он перекроет транзитные потоки, и тогда нам точно несдобровать.
По словам тех, кто внимательно следит за ситуацией вокруг ССП, 98 процентов – завышенный показатель, а 70 процентов – слишком низкий. Другой маршрут, ведущий в Афганистан, так называемый коридор ККТ (Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан), представляет собой в основном автомобильные пути сообщения. Любой, кто путешествовал по этим дорогам, знает, что это не идеальный вариант для тяжелого грузового транспорта, особенно в зимний период.
Но все это свидетельствует также о том, что Казахстан, а не Узбекистан, имеет для США ключевое значение. Пусть по территории Узбекистана и поставляется значительная часть грузов, но все 100 процентов этих поставок идут сначала по территории Казахстана. (Протесты в городе Жанаозен в Западном Казахстане, между прочим, могли повлиять на работу ССП: протестующие кратковременно перекрыли ключевой железнодорожный перегон на станции Шетпе, хотя это, вроде бы, не повлекло за собой никаких проблем).
По имеющимся сообщениям, посол Казахстана Эрлан Идрисов выражает в Вашингтоне недовольство, что его страна не получает достаточного почета за свое содействие в работе ССП, и похоже, в чем-то он прав. Каримов пригрозил перекрыть ССП, если США не прекратят указывать ему, как управлять собственной страной, Казахстан же ничего подобного не делает. Представители Пентагона и Госдепа определенно надеются, что правительство Казахстана не возьмет пример с Узбекистана и не станет намекать, что скрипучее колесо надо бы смазать.