События

«Точит свой кинжал…»

Вооруженный конфликт в августе 2008 года  нанес серьезный урон как экономической, так и военной инфраструктуре Грузии. Однако сегодня активно  идет перевооружение и переоснащение грузинской армии. Необходимость наращивания военного потенциала в Тбилиси объясняют сохраняющейся военной угрозой со стороны России. Кроме того, реформирование армии и ее приближение к западным стандартам – одна из основных задач по вступлению Грузии в НАТО.

 


Российские протесты

 Напомним, что в свое время российское внешнеполитическое ведомство активно потребовало от мирового сообщества объявить эмбарго на продажу Грузии вооружения. Сразу же после прекращения открытых боевых действий с Грузией МИД России заявил,  что на переговорах по ситуации в регионе, которые регулярно проходят в Женеве, Россия поставит вопрос запрета на поставки оружия Грузии.

«Обсуждать там мы будем, прежде всего, как не допустить возобновления агрессии, и на передний план выходит задача демилитаризации Грузии», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров месяц спустя после августовского вооруженного конфликта.

Премьер-министр России Владимир Путин весьма отрицательно относится к вопросу перевооружения Грузии. В своем интервью газете «Коммерсант» российский премьер «грузинский вопрос» увязывает с проблемой «перезагрузки» отношений с США.

«Например, происходит дальнейшее перевооружение Грузии. Зачем? Ну, это же реально. Мы же видим. Если бы не было перевооружения два года назад, не было бы и агрессии, и крови, которая там пролилась. А ведь, между прочим, нашим партнерам об этом говорили, в том числе и наши европейские друзья. И все отмалчивались. И чем закончилось? Довели до войны. Сейчас продолжают перевооружение», – считает российский премьер.

Эксперт по Кавказу и Ближнему Востоку  Владимир Анохин также критически относится к вопросу перевооружения грузинской армии. Он считает вопросом  ближайшего времени создание военных баз США в Грузии. По словам российского эксперта, американские военные займут именно те базы, где ранее размещались российские (до начала 90-х годов 20 века – советские) войска. По прогнозам российского эксперта, военные США обоснуются в Ахалкалаки и Батуми.

Другой российский эксперт – первый вице-президент Академии геополитический проблем  Константин Сивков убежден, что конфликт в военную фазу может перейти в любой момент, и это  будет способствовать развязыванию большой кавказской войны.

  Позиция Грузии

Строительство вооруженных сил является основной и естественной целью любого правительства суверенного государства, и Грузия здесь не исключение. Хотя надо заметить, что российский политический класс в вооружении грузинской армии видит угрозу.

В первую очередь угрозу российскому присутствию в Цхинвальском регионе, включая Ахалгорский муниципалитет (Республика Южная Осетия с позиции Москвы) и в Абхазии. С другой стороны, становление мобильной и хорошо вооруженной армии для Грузии, с точки зрения Тбилиси, является одним из компонентов безопасности, гарантии нерушимости  границ и государственности.

Военное присутствие России в Абхазии и Цхинвальском регионе,  которые Грузия и ее союзники считают оккупированными, а Россия  - независимыми  от Грузии государствами, является серьезным фактором беспокойства  как грузинского правительства,  так и Европейского Союза и США. Существование военных баз России в Абхазии и Цхинвальском регионе, Грузия продолжает рассматривать в качестве прямой угрозы ее государственности и независимости.

«У нас нет никаких планов по военному контрнаступлению. Для нас это было бы самоубийством. Россия под давлением международного сообщества, наконец, отступит, потому что у нее есть и свои внутренние проблемы», — считает президент Грузии Михаил Саакашвили.

  Перевооружение Грузии

После августовского конфликта грузинская сторона  начала активно работать в сфере военных закупок с  Израилем, Украиной и Турцией. Что касается основного союзника Грузии – США, то ранее  эта страна воздерживалась от прямых военных поставок  своему военно-стратегическому партнеру – Грузии.

Но после того, как в процессе  «перезагрузки» российско-американских возникли определенные сложности,  США уже открыто заявило о своих военно-политических отношениях с маленькой Грузией. В частности, речь идет об оборонительном вооружении, включая средства ПВО, а также противотанковые гранатометы.

«Грузия не может напасть на Россию, тогда как беззащитная Грузия – это большой соблазн для России сбросить наше правительство военными методами… Мы надеемся, что в рамках сегодняшнего сотрудничества в сфере безопасности Соединенные Штаты помогут нам укрепить нашу обороноспособность», – заявляет президент Саакашвили в одном из своих интервью.

Заметим, что грузинская активность в этом направлении не увенчалась успехом вплоть до  конца нынешнего года. «Грузия не готова к получению оборонных вооружений. В будущем подобное не исключено, но сейчас Соединенные Штаты определенно не считают, что Грузия готова для подобного рода закупок»– заявляла ранее заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и евразийской политике Селеста Уолландер.

Тем не менее в декабре 2011 года конгресс США проголосовал за установление более тесных военных контактов с Грузией, что подразумевает продажу американских вооружений Грузии. Данное положение также включено в законопроект о бюджете Пентагона на 2012 год. Этот документ предусматривает обработку плана по «нормализации военного сотрудничества между США и Грузией, включая продажу оборонительных вооружений».

  Грузинское беспокойство 

Опасения  грузинской стороны,  в первую очередь,  вызваны существованием российских военных баз в Абхазии и Цхинвальском регионе. Развертывание в декабре 2010 года  российского дивизиона реактивной артиллерии, оснащенной системами «Смерч»,  придало этому беспокойству еще один импульс.

Эта военная акция была предпринята несмотря на сделанные в сентябре 2010 года заявления российского министра обороны Анатолия Сердюкова о том, что Россия не будет наращивать свои вооружения на территориях Абхазии и Цхинвальского региона (включая Ахалгорский муниципалитет).

«Две российские военные базы, которые находятся в Южной Осетии и Абхазии, и военные силы на них — достаточны для сдерживания. Усиливать их мы не планируем», — сказал  тогда Сердюков.

Надо заметить, что после подписания 10 августа 2008 года российско-грузинского соглашения о прекращении огня (при посредничестве Франции), Тбилиси утверждал, что российские вооруженные силы продолжили наступление вглубь грузинской территории.

Они взяли под контроль стратегически близкий (несколько десяток километров от столицы) к столице Грузии Тбилиси Ахалгорский муниципалитет. Он позже был переименован в Ленингорский район и введен в состав с точки зрения Тбилиси самопровозглашенной республики Южная Осетия (с российской точки зрения — независимого государства). Сегодня на территории Ахалгорского муниципалитета также имеется российская военная группировка.

Эта военно-политическая данность, с точки зрения грузинских властей, создает все предпосылки опасаться повторения российского военного наступления. Недавно принятая парламентом  Грузии новая концепция национальной безопасности Грузии главной угрозой для страны считает именно российское военное присутствие в Абхазии и Цхинвальском регионе и возможность повторения вооруженного конфликта с Россией.

Естественно, в открытом военном противостоянии с Россией Грузия не сможет победить. Так как сравнение России и Грузии, в территориальных и людских масштабах непропорционально. Россия является гигантским государством, владеющим ядерным  арсеналом, а Грузия – маленьким кавказским государством, с гораздо малочисленной армией в  Южно-Кавказском регионе, чем Армения или Азербайджан.

Военные поставки США Грузии могут существенно изменить баланс сил в регионе. Согласно логике грузинских военных, целью Грузии может являться задержание российских сил в течение некоторого времени, чтобы западные партнеры успели подключиться и урегулировать вопрос дипломатическими методами.

Что касается военного исхода событий, то он возможен только в случае глобальной войны, которая маловероятна в условиях ядерного сдерживания. Помимо всего выше сказанного, реформирование вооруженных сил, приближение их к стандартам НАТО является одним из главных пунктов, который должна Грузия выполнить для интеграции в Североатлантический альянс.


Автор: Соломон Лебанидзе
подписаться на канал
Комментарии 0