Итак, революция, о которой так долго говорило движение "Талибан"*, свершилась - вчера в президентском дворце Кабула его членами было провозглашено установление власти Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА) над всей страной.
О главной политической новости последнего времени уже много всего было сказано и еще много будет, в том числе, ин ша Аллах, и на нашем сайте. Поэтому постараемся выделить главные тезисы.
1. Так как сейчас снова стали говорить о возможном ренессансе джихадизма в свете победы талибов, следует понять - почему им удалось то, чего не удалось ни одному джихадистскому движению. А именно после военного разгрома одержать военную победу в 20-летней борьбе и вернуть себе контроль над весьма крупной страной.
Представляется, что у такого успеха есть три блока причин.
Во-первых, об уникальной специфике Афганистана как страны в свое время писал такой идеолог глобального джихадистского движения как Абу Мусаб ас-Сури, который указывал в частности на такие три фактора как 1) идеальное для партизанской борьбы соотношение протяженности территории и ее ландшафта, 2) большую протяженность и трудноконтролируемость границы (афганско-пакистанской), через которую можно получать подпитку ресурсами и 3) стойкий, сильный и аскетичный народ, способный к длительному сопротивлению. К тому, какие он из этого делал выводы, вернемся позже, но в общем можно зафиксировать, что такое сочетание факторов сложно найти где-либо еще.
Во-вторых, талибам удалось создать и сохранить на протяжении двух десятилетий единое народное движение сопротивления, и удалось именно потому, что единство на удачно выбранной основе (фундаментального Ислама в той его форме, которая укоренена в конкретном регионе) обеспечило ему народную поддержку, а народная поддержка укрепляла его единство. Практически во всех остальных местах джихадистскими группировками были нарушены оба этих принципа - как народность, так и единство, при том, что наибольших успехов они добивались именно в те моменты, когда следовали им.
В-третьих, одновременно с успехами на полях сражений и в мобилизации поддержки населением их партизанского государства, действовавшего параллельно с официальной властью Кабула, талибы сумели провести колоссальную и эффективную работу на дипломатических полях. И именно это обеспечило тот фактор их победы, который многие сейчас недооценивают - их главные военные противники приняли для себя решение, что оставить Афганистан талибам будет рациональнее, чем удерживать неэффективную и недееспособную власть официального Кабула. Именно с этого момента, то есть, с начала переговоров США с Талибаном на контактной площадке в Катаре, которые мы несколько лет освещали, исход теперь уже бывшей кабульской власти был предрешен и оставалось ждать, когда же американцы начнут вывод своих войск. Хотя и здесь надо отметить, что талибам удалось добиться выигрышного для себя результата и не дать обвести себя вокруг пальца, как часто происходило в подобных переговорных процессах с участием исламских групп.
При этом важно понимать, что хотя провозгласивший вчера победу Исламский Эмират Афганистан был создан в 1996 году, фактически сейчас мы наблюдаем становление Исламского Эмирата Афганистан 2.0., контуры которого стали вырисовываться примерно в 2016 году, о чем мы тогда и писали (https://golosislama.com/news.php?id=29446). Именно произошедшая тогда смена не только прежнего состава руководства ИАЭ, но и его внешнеполитического курса в виде перехода талибов на рельсы национально-государственного прагматизма и реализма, наряду с наращиванием военной активности, в конечном счете и открыли "Талибану" путь к тому триумфу, который весь мир с замиранием дыхания наблюдал вчера.
Все это имеет прямое отношение к выводам, которые сделали из своих наблюдений об Афганистане Абу Мусаб ас-Сури и его единомышленники - идеологи "Аль Каиды"*, решившие, что эта страна идеально подходит на роль базы мировой военной конфронтации с Западом. Этот курс, которому по тем или иным причинам не смогло противостоять руководство старого ИАЭ, в конечном счете и привел к его разгрому как государства, и сегодня можно констатировать, что он себя не оправдал.
Курс, в рамках которого ИЭА был восстановлен как государство - это курс на построение одновременно шариатского и национального (не в узкоэтническом, а в гражданском смысле) государства, готового принимать правила игры международно-правового порядка. По крайней мере, таким он провозглашается официально, и более того, по интенсивным контактам ИЭА с Пекином, Москвой и Тегераном мы видим, что он пытается избежать повторения истории 20-летней давности, выйти из ниши международного террористического движения и быть признанным в качестве полноценного государства в мире и регионе.
Путь этот очевидно будет непрост, и на его пути ИЭА 2.0. будут поджидать не меньшие опасности (разного характера...), чем поджидали ИАЭ 1.0. Нам же остается только надеяться и просить у Всевышнего, чтобы благородный мусульманский афганский народ наконец-то был облагодетельствован Им безопасностью в своей стране и условиями для ее развития - как во благо их самих, так и на пользу всей Исламской умме.
* - запрещены в РФ
Единство без единства Афганистана с Пакистаном дало возможность затюкать и подвинуть США. Пакистан исторически считает Афганистан своим тылом, но Индия, США и Израиль работают на столкновения Афганистана и Пакистана, расшатывают Пакистан через Белуджистан и легендированный "пакистанский талибан", а мышление талибов становится более зрелым, тонким и современным. Поэтому всё и удалось. Можно побеждать сверхдержавы, правильно мысля и используя эшелонированное приложение сил в различных областях жизнедеятельности.
Передумать Запад.
МОСКВА, 18 авг -- ПРАЙМ. Принесший катастрофические последствия уход США из Афганистана указывает на интеллектуальную и нравственную несостоятельности американской элиты. Об этом написал в своей статье "Падение имперской Америки" для The American Conservative журналист Род Дреер.
По его словам, политика Вашингтона привела к тому, что Иран стал "господствовать" в Ираке, Сирия была "поделена" между правительством в Дамаске, Турцией и курдами, а в Афганистане вновь правит "Талибан"*.
"Вот что получилось из крестового похода (президента США -- ред.) Джорджа Буша. Вот что осталось от американского лидерства в лице (президентов США Барака) Обамы, (Дональда) Трампа и (Джо) Байдена. И что самое важное, в афганской катастрофе виновато высокое руководство Пентагона, Госдепартамента, а также элита внешней политики и национальной безопасности", -- пишет журналист.
Дреер считает, что именно Байден несет ответственность за катастрофический уход из Афганистана, однако в своих оценках касаемо возможности падения афганского правительства он лишь озвучивал то, что ему говорил Пентагон.
"Кто может испытывать доверие к командованию американской армии? К высшему государственному руководству? Точно не люди из стран третьего мира, которым предложили сотрудничать с американскими оккупантами, пообещав, что Америка о них позаботится. И уж точно не после таких событий", -- отмечает журналист.
Он подчеркивает, что нынешнюю американскую элиту интересует ведение "культурных войн". Например, в июне, в разгар подготовки талибами своего наступления, посольство США в Кабуле объявило "месячник гордости ЛГБТ", а генерал Марк Милли, возглавляющий Объединенный комитет начальников штабов, рассказывал конгрессу, что американские солдаты должны читать книги по критической расовой теории для лучшего понимания "белой ярости".
"Мы не можем стереть из памяти происходящее в Афганистане. Мы не можем не знать масштабы интеллектуальной и нравственной несостоятельности американской элиты. Мы не можем делать вид, что верим суждениям этих людей просто в силу того, что не видим приемлемой альтернативы. Эти люди разрывают нашу страну на части, проталкивая концепцию неорасизма и дикие гендерные теории ... Эти люди не в состоянии обеспечить достойное будущее большинству американцев, но о своих собственных детях они несомненно позаботились", -- пишет автор.