Это широко известно, но крайне редко признается. Мейнстримовые СМИ благоденствуют на уничижении мусульман. С учетом этой реальности и ее негативного влияния на повседневную жизнь среднестатистического (и в действительности «умеренного») мусульманина, недавнее исследование, проведенное учеными университета Ланкастера, приходится очень кстати. В рамках исследования «Представление британских мусульман в британской прессе за период 1998-2009 гг» специалисты проанализировали более 200 000 статей на тему Ислама и мусульман в СМИ за упомянутый 11-летний период.
«Это соответствует 143 миллионам слов журналистской работы, которую с помощью компьютерных программ проанализировала команда специалистов, чтобы выявить в текстах стилистические тенденции в упоминании мусульман». Данные для исследования брались из широкополосных газет, таких как The Business, The Guardian, The Independent, и таблоидов - The Daily Express, The People, Daily Star и The Sun.
Исследование было профинансировано Советом по экономическим и социальным исследованиям, крупнейшей в Великобритании организацией, спонсирующей исследовательские работы социально-экономической тематики. Наиболее интересные результаты исследования – количественные, которые четко показывают, что «доминирующие рассуждения об Исламе и мусульманах в британской национальной прессе так или иначе связаны с конфликтами» (главный исследователь, Пол Бейкер, 2011 г.), с явным упором на женщин-мусульманок и мусульман с радикальными взглядами. Согласно результатам исследования, «команда выяснила, что в большей части упоминаний журналисты постарались не делать обобщающих заявлений о мусульманах в явно негативном ключе, хотя некоторые таблоиды все же напечатали такие заголовки, как «МУСУЛЬМАНЕ ГОВОРЯТ БРИТАНЦАМ: ГОРИТЕ В АДУ!» (Daily Express, 4 ноября 2010 г.), «ВВС СТАВИТ ИНТЕРЕСЫ МУСУЛЬМАН ВЫШЕ ВАШИХ!» (The Star, 18 октября 2006 г.), «МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ ЗАПРЕЩАЮТ НАШУ КУЛЬТУРУ!» (Daily Express, 20 февраля 2009 г.)
Анализируя итоги исследования, некоммерческая организация Engage, занимающаяся вовлечением британских мусульманских общин в политику и общественную жизнь, отметила следующее: отчет показывает, что усиление предвзятости СМИ по отношению к радикальным группировкам происходит «в ущерб мейнстримовым мусульманам, с использованием таких лексических ассоциаций с Исламом и мусульманами, которые придают негативный оттенок восприятию религии и ее последователей» (ноябрь 2011 г.). Это отмечается и в самом исследовании: «когда газеты пишут о меньшинствах, таких как мусульмане, если они делают упор на воинствующий подкласс этого меньшинства, возникает опасность того, что остальная более крупная часть данного сообщества будет считаться виновной по соучастию».
Факты, цифры, результаты
В данном отчете тщательно анализируются явные и скрытые формы уничижения и уделяется особое внимание тем газетным изданиям, которые процветают за счет философии «возбуждай негативные эмоции и продавай», а также еще более опасной форме уничижения «между строк», которая происходит посредством лексических ассоциаций (к примеру, «террорист» и «мусульманин») – они оставляют более глубокий отпечаток, хотя и выглядят достаточно незаметно.
«Более выраженный негатив, иногда даже оскорбительного характера, был отмечен у авторов постоянных рубрик, особенно в газете The Sun. Например, Джули Берчилл (24 июня 2009 г.) пишет о мусульманках в никабе: «Мы позволяем зомби, рассекающим по улицам в саванах, ежедневно насмехаться над НАШИМИ стандартами свободы и толерантности». Джереми Кларксон (The Sun, 30 июня 2007 г.): «Мусульманскому сообществу разрешили маршировать по Лондону, призывая прохожих взорвать небоскреб и обезглавить неверных». Джон Гонт (The Sun, 20 июня 2008 г.): «Мы выбросили на ветер тысячи фунтов на юридическую помощь глупым маленькими введенным в заблуждение мусульманским девочкам, чтобы они подавали в суд на свои школы за право одеваться как Далек».
И все же в прошлом жалобы на явно исламофобских колумнистов в комиссию по жалобам на прессу получали такой отклик: «Очевидно, что колонка явно представляет личные взгляды упомянутого колумниста и должна восприниматься только как его полноправное мнение» - именно такую защиту некоторые газеты и колумнисты в открытую эксплуатируют.
«Чаще, чем выраженное негативное представление мусульман, встречается более скрытый набор неявных негативных образов, в которых мусульман зачастую обобщают посредством таких гомогенизирующих понятий, как «мусульманский мир», и используют их сугубо в контексте конфликта, терроризма или экстремизма. К примеру, в 1 из 20 случаев, когда британские газеты упоминали слово «мусульманин» или «мусульмане», рядом с этим словом стояло обозначение радикальных убеждений, например экстремист или фанатик. Соответственно, в газете The Guardian такое встречалось в 1 случае из 36, а в The People – в 1 из 8 упоминаний мусульман.
Интересно, что одно время британская пресса никак не могла решить, как называть «мусульманских экстремистов». В 1998 г. их называли «приверженцами жесткой линии» (hardliner), а к 2001 г. они превратились в «фанатиков». В 2002-2006 г. их предпочитали именовать «воинствующими», в 2004-2008 г. встречалось частое упоминание «радикалов». Начиная с 2005 г. пресса стала постепенно переходить на «экстремистов». Это общая картина, а так отдельные издания продолжали использовать излюбленные ими термины, такие как фанатичный приверженец/зилот (zealot), а газеты из серии ширпотреба применяли такие «понятия», как идиоты, бараны, босяки и кретины. В целом упоминаний «экстремистских» мусульман набралось намного больше, чем упоминаний «умеренных». На каждое упоминание умеренных мусульман в британской прессе пришлось 21 упоминание экстремистски настроенных. Также интересно, что «умеренных мусульман» в прессе зачастую выставляли хорошими только потому, что они как бы «не до конца мусульмане».
Предмет изучения и принципиальные выводы этого исследования далеко не новы. Среди недавних исследований в той же сфере можно отметить «Имидж Ислама в Великобритании: образ британских мусульман в национальных печатных изданиях в 2000-2008 гг» университета Кардиффа. Это исследование имело меньший масштаб – 974 статей о британских мусульманах в британской прессе за период 2000-2008 гг.
В отчете кардиффских исследований говорится: «Язык, применяемый в отношении британских мусульман, отражает негативный или проблемный контекст, в котором они чаще всего появляются в прессе. 4 из 5 наиболее часто встречающихся обсуждений о мусульманах в британской прессе ассоциируют Ислам/мусульман с угрозами, проблемами или противостоянием преобладающим британским ценностям. К примеру, в 26% статей содержится идея о том, что Ислам опасен, отстал или иррационален. Лишь 2% статей говорят о поддержке Исламом базовых моральных ценностей. Мы выяснили, что наиболее распространенными существительными, применяющимися в отношении британских мусульман, являются: террорист, экстремист, исламист, террорист-смертник и боевик; в то же время, позитивных эпитетов, таких как «ученый», обнаружилось очень мало. Самые распространенные прилагательные-эпитеты, в свою очередь, следующие: радикальный, фанатичный, фундаменталистский, экстремистский и воинствующий. Упоминания радикальных мусульман превосходят по количеству упоминания умеренных мусульман в соотношении 17 к 1.
И что дальше?
Вопрос актуальный. Каковы последствия этого исследования? С учетом того, что многие исследования проводятся и бесследно исчезают, как это конкретное исследование может привести к улучшению положения меньшинства, подвергающегося такой дискриминации? В идеале такие исследования должны воодушевлять властные органы на вмешательство в деятельность беспринципных СМИ. Но история – лучший учитель, а история показала, что этого ожидать не приходится. Однако мусульмане могут инициировать изменения простейшими способами. Примером здесь может послужить превращение «басурманина» в «мусульманина»:
«The Daily Mail систематически задевала мусульман, называя их Moslem (аналог русского «басурманин», прим.ред.). Вплоть до 2003 г. The Mail и The Express регулярно писали о Moslem’ах. Написание этого слова делает его похожим на арабское слово «угнетатель», и Мусульманский совет обратился в обе газеты с просьбой называть мусульман «муслимами». The Express согласилась, а The Daily Mail еще год с лишним продолжала в том же духе и стала последней из газет, прекративших так писать.
6:123