На самом деле слово «джихад» не такое страшное. Действительно, исламские правоведы, используя его в своих трудах без контекста, всегда подразумевали «сражение». Но общее значение слова «джихад» наиболее близко к значению слов «борьба», «усердие». Да и контекст, обозначенный в названии, более чем определённый. Так что не вижу повода для страха. Читаем до конца.
Человек и закон
Что вообще такое закон? Для чего он нужен обществу? С какой целью его соблюдает индивид? И что происходит, когда на закон становится всем наплевать? Как у нас.
Не буду изобретать велосипед: роль закона заключается в эффективном регулировании общественных отношений. И, как следствие, – в повышении уровня жизни общества. Расчётливый индивид, не вооружённый никакой «глобальной идеей», в лучшем случае задаётся риторическим вопросом: «Разве моё «индивидуальное отклонение» от закона на что-то повлияет?» В худшем – ему пофигу.
Обозначенный выше «принцип стремления индивида к благосостоянию» начинает работать без всяких правил. Для чего соблюдать закон, если не соблюдать его выгоднее? Вопрос, если вдуматься, вполне «законен». В итоге он (закон) не справляется со своей функцией. Общественные отношения должным образом не регулируются. Общество деградирует. «Точка катастрофы» достигается тогда, когда пофигу становится всем.
Самым наглядным показателем того, что в сегодняшнем дагестанском обществе дело обстоит именно так, можно считать крайне отрицательное отношение простого человека ко всем социальным служащим, начиная с правоохранительных органов. К тем, на кого вроде как возложены самые благородные цели и задачи. Кто же дал ему повод?
Деградировавшее общество уже давно отвечает всем «пофигистам» нищенской зарплатой. Впрочем, за ней на работу никто и не идёт.
Все мы регулярно наблюдаем комедии, разворачивающиеся вокруг «пойманных с поличным». Общество, как правило, спешит показать пальцем на этих «врагов народа», обильно выливая своё лицемерное осуждение. Какой, видите ли, редкий экземпляр. В Красную книгу можно заносить. Хотя все прекрасно понимают: кого «закажут», того и «ловят». И нет гарантий, что не ты следующий. А конец у комедии всегда один: «пойманный» отстёгивает «поймавшему» его долю – и продолжает «честно» работать.
Лицемерие, ложь, зависть и продажная сущность как нельзя лучшее подпитывают поголовное взяточничество, давно превратившееся в системную коррупцию. Общество гниёт сверху донизу. Говорят, раньше мы такими не были.
Ислам – это образ жизни
Но большинство ошибается. Один в поле – воин, и «как делают все» – не столь важно. Гораздо важнее, что ты Прав.
Жизнь согласно шариату есть не что иное, как испытание. Каждого человека ждёт справедливый отчёт о поступках в виде взвешивания его хороших и плохих дел. При наличии правильных убеждений как стержня, определяющего собственно «доброту» хороших дел, и перевешивании добрыми делами злых человек в Судный день достигает цели своей жизни – входа в Рай. Ради этой цели он и старается хорошо (наиболее «оптимально») вершить все свои дела и поступки. Единственным критерием, определяющим, что есть «хорошо» и что есть «плохо», является исламское право. Последнее, таким образом, охватывает все сферы человеческой деятельности и способно дать оценку любому поступку.
Но ислам для сегодняшнего дагестанца перестал играть ту роль, которую должен. Отождествляясь со словом «религия», которое совсем не отражает его смысла (достаточно заглянуть в любой толковый словарь), он стал лишь духовной составляющей жизни общества, тогда как духовная составляющая сама является лишь его частью. О нём вспоминают в пределах мечетей и на похоронах. Ему нет места в торговых сделках, в отношениях с людьми, на работе.
Ревностный мусульманин сегодня – это в лучшем случае малограмотный аскет со внешнеисламскими атрибутами, лишь подсказывающими о его малограмотности. Будучи студентом вуза, он обязательно демонстрирует самую низкую успеваемость, словно отрекаясь от так называемых светских знаний. В то же время он прекрасно выполняет свои «религиозные» обязанности: совершает молитву, держит пост, поминает Аллаха. Жизнь течёт здесь и сейчас, а он лишь наблюдает со стороны. Разве для этого направлялись посланники? Неужели для этого рубились головы на полях жарких сражений?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный мусульманин лучше слабого». Эти слова касаются всех аспектов человеческой жизни и лишь «в том числе» и физического совершенства. Исламский авангард мотивирован как никакой другой для того, чтобы быть успешным, цивилизованным, научным и передовым. Эти качества нужны намсегодня как никогда для осуществления важнейшей обязанности мусульманина – исламского призыва. Согласно шариатскому правилу, любое средство, необходимое для исполнения обязательного, становится обязательным. Не говоря уже о том, что стремление к этим качествам обязательно для мусульманской общины уже как таковое.
Чего же нам не хватает? Каждую пятницу переполняются все мечети города, и, если даже «один в поле воин», то где тогда наша «война»? Пока мы, мусульмане, знающие источники ответов на все вопросы, имеющие, по нашим же словам, самую совершенную во всех отношениях систему жизни, спорим о том, кто как держит палец в молитве, «биороботы», живущие ради еды, сна и секса, изучают науку, запускают в космос спутники и со скоростью геометрической прогрессии развивают свои общества. Как мы объясняем нашу отсталость? Кому и как мы хотим доказать, что исламская экономика лучше капиталистической или что шариат даст фору любой конституции? Почему у половины читателей эти слова не вызывают ничего, кроме насмешливых улыбок? Для чего мы погрязли в вопросах, на сегодняшний день нестоящих? Почему мы живём мечтами и ничего не делаем для их осуществления? Наконец, кого мы ждём?
«Что делать?»
Нас усыпили, но у нас нет времени спать. Пора подниматься. И сегодня активная исламская молодёжь Дагестана имеет все предпосылки для того, чтобы возвыситься в этом безликом деградирующем обществе. Для этого необходимо от болтовни перейти к призыву делом согласно словам посланника Аллаха: «Поистине Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается». И первое, на что необходимо сделать упор, – это обладание знанием. Знанием во всех приоритетных направлениях. Несомненно, одно из первых – это шариатские науки, в частности, исламское право. Но, вопреки сложившимся стереотипам, это направление является неразрывным с естественными («светскими») науками, профессиональное изучение которых само по себе лежит на наших плечах в виде «фарда кифая» (общественной обязанности). Особенно с учётом сложившейся ситуации. Экономика, юриспруденция, социология, медицина, военное дело, управленческие науки, инженерное дело, бухгалтерия, математика, физика и многое другое гораздо нужнее мусульманину, нежели «светскому человеку», который, по сути, стремится лишь к «благосостоянию».
И не зря дагестанские студенты, закончив высшие исламские учебные заведения в Сирии, Египте и Саудовской Аравии, возвращаются сегодня на родину и изъявляют желание поступать на экономические факультеты местных вузов. Хотя и знают экономику лучше их выпускников. И именно сейчас, когда в местной студенческой жизни половина разговоров ведётся на тему, кто сколько берёт и через кого лучше (дешевле) «подойти», и другая половина – тоже далеко не об учёбе: «…Вая, это кто такая?» – «Это же Патя с бухучёта, у неё в аське ник Афродита…», самое время взять инициативу в свои руки и показать, что ислам – это идеальный образ жизни, а не «духовное отшельничество» на «безопасном» расстоянии от «светского монстра». И каждый родитель, позиционирующий свою жизнь как поклонение Аллаху, должен со школьной скамьи заботиться о том, чтобы его ребёнок был первым во всём. Это и есть ислам.
Мы не несём ответственности за окружающее нас общество, но мы несём ответственность за его становление. Мы созидаем, а результат – за Аллахом. Будущее принадлежит исламу. Вопрос не в этом. Вопрос в том: каким в это будущее будет наш с вами вклад? И будет ли он вообще? Да поможет нам Аллах.