Политика

Меркель уходит, приходит Болсонару

Одномоментное заявление о скором уходе с поста канцлера Германии занимавшей его последние 18 лет Ангелы Меркель и победа на выборах президента Бразилии Жаиру Болсонару являются наглядной иллюстрацией тех радикальных изменений, которые происходят в мировой политике.

Начнем с Германии. Меркель заявила о том, что покинет пост лидера правящего Христианско-Демократического Союза (ХДС) и соответственно канцлера не позже 2021 года (а, вероятно, значительно раньше), после очередных неудачных для ее партии выборов. Точнее, для традиционного тандема совместно правящих партий - ХДС и ХСС (Христианско-Социального Союза), который на прошедших недавно в Баварии выборах (а это главным образом баварская партия) получил худшие за последние 30 лет результаты.

Плохие результаты вчера получил ХДС в другой крупной земле - Гессене. Там партия потеряла по сравнению с предыдущими выборами 7 мест в региональном парламенте (ландтаге), что на 11,3% меньше результатов прошлой кампании. Как это ни парадоксально звучит, не менее плохая новость для Меркель заключается в том, что такие же провальные результаты у главного традиционного конкурента ее партии на левом фланге - Социал-Демократической Партии Германии (СДПГ). Она получила меньше на 8 мест и на 19,8%.

На этом фоне настоящий триумф празднует партия Зеленых, которую в Гессене возглавляет немецкий йеменец Тарик аль-Вазир. Кстати, в федеральном масштабе эту партию возглавляет немецкий турок Джем Оздемир, однако, так уж воодушевляться этому мусульманам вряд ли стоит - с одной стороны, эта партия выступает за терпимость к внешним проявлениям Ислама вроде хиджаба и т.п., с другой, она не менее яро ратует за сексуальные меньшинства и нападает на "религиозный фундаментализм", а также жестко критикует (за нарушения прав человека) Турцию, Саудовскую Аравию и другие мусульманские страны.

Впрочем, сейчас речь идет не об анализе платформы немецких Зеленых - факт в том, что эта партия считается гораздо более радикальной на левом фланге, чем традиционная СДПГ. А на правом, контролировать который пытается коалиция ХДС-ХСС, не менее успешно выступила радикальная "Альтернатива для Германии" (АдГ), получившая на земельных выборах в Гессене на 9% голосов больше, после чего она стала партией, представленной не только в федеральном парламенте (Бундестаге), но и во всех региональных (ландтагах).

Решение Меркель об уходе из политики (а она заявила, что уйдя с руководящих постов, больше не будет в ней участвовать) на этом фоне весьма показательно и символично. Все эти годы Меркель была респектабельным лицом "христианского консерватизма" в Германии, как СДПГ была выражение респектабельной социал-демократии, которые по сути могли играть друг с другом в поддавки. Теперь мы видим, что сторонников левых и правых лагерей все меньше устраивают умеренные и компромиссные политики и они голосуют за непримиримых, что отдаленно начинает напоминать ситуацию 20-30-х годов прошлого века, когда в непримиримой борьбе сошлись коммунисты и нацисты. 

Но если в Германии эти аналогии еще только отдаленно просматриваются, то в Бразилии они вчера проявились в полный рост. Там в такой схватке не на жизнь, а на смерть сошлись на президентских выборах кандидат от радикальных левых Фернандо Хаддад и человек, которого называли "бразильским Гитлером" - Жаир Болсонару(на фото - его предвыборный постер). И "Гитлер" победил во втором туре с перевесом более, чем в 10% голосов (55,1% против 44,9%).

Сторонники Болсонару, конечно, предпочитают называть его "бразильским Трампом", благо, он позиционирует себя как почитатель и союзник именно этого политика. Трамп, конечно, тоже в свое время стал и во многом остается до сих пор, как говорят в таких случаях французы, enfant terrible ("несноным ребенком") западной политической элиты. Его победа открыла дорогу к власти таким одиозным деятелям как Маттео Сальвини в Италии, во Франции же чуть не пришла к власти Марин Ле Пен. Партия "Шведские Демократы", "Альтернатива для Германии" - все это партии такого же плана, выходящие за рамки норм политического приличия ("политкорректности"), сложившиеся в послевоенной Европе.

Однако Болсонару смотрится эпатажно даже на этом фоне. Так, недавно он обещал в случае победы искоренить все левое движение в Латинской Америки, причем, учитывая то, что это говорит человек, публично поддерживавший пытки и методы военной диктатуры, которая была в стране, можно догадываться, как он это будет делать...

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что победу Болсонару и взлет антикоммунистических, антилевых настроений обеспечили сами левые - в соседней Венесуэлле. Там они довели страну не просто до кризиса, а до настоящего коллапса, когда деньги превратились буквально в макулатуру, с полок магазинов исчезли продукты товары первой необходимости и население оказалось перед угрозой голода, от которого миллионы устремились в соседние страны, что производит поистине устрашающее впечатление.

В такой ситуации неудивительно, что победил человек, обещавший не допустить в Бразилии повторения венесуэльской трагедии, остановить коммунистов и обеспечить порядок железной рукой. Однако сумеет ли он, оказавшись у власти, оставить в прошлом свои экстравагантные заявления? В противном случае, еще вопрос, чем закончится такой порядок...

Впрочем, как бы то ни была, единовременность данных событий позволяет предположить, что эпоха респектабельных, рассудительных политиков вроде Меркель остается в прошлом, и все больше стран вступают в эру Болсонару. 

Комментарии 0