Появление полного текста меморандума о стабилизации ситуации в Идлибе, подписанного Россией и Турцией в понедельник, заставило некоторых наблюдателей и экспертов задаться простым вопросом — не это ли победа Асада?
В самом деле подробности соглашения между Турцией и Россией о демилитаризованной зоне в повстанческой северо-западной провинции Идлиб, показывают значительную победу Дамаска, хотя он и приостановил запланированное наземное наступление.
Объявленная сделка сначала была воспринята как серьезный удар по проектам асадитского правительства в провинции Идлибе. После нескольких недель наращивания сил по краям и обещания нападения, операция асадитской армии была остановлена.
Но сделка, заключенная между Анкарой и Москвой, предусматривает, что движение по двум стратегическим магистралям, проходящим через провинцию, возобновится к концу года, и таким образом главная цель запланированного наступления режима будет достигнута без выстрела.
Трассы М4 и М5, проходящие от Латакии до Саракиба и от южной оконечности Сирии до границы с Турцией на севере, обе были отрезаны в Идлибе с 2014 года.
До войны шоссе M5 было основным торговым маршрутом, который соединял торговый центр Алеппо с Дамаском и иорданской границей. Возвращение этих двух автомагистралей рассматривалось как вероятный первый этап более масштабного нападения режима на Идлиб.
Их повторное открытие поможет возобновить торговлю между соседней Турцией и районами под контролем. В соглашении говорится, что эти шаги являются способом «обеспечения свободного передвижения местных жителей и товаров и восстановления торгово-экономических отношений».
«Идлиб стратегически не столь актуален в качество самого Идлиба, сколь в качестве перекрестка между другими более политически и экономически значимыми провинциями, и как ворота в Турцию», - сказал Сэм Хеллер, старший аналитик Crisis Group.
«Для Дамаска возобновление этих дорог имеет важное экономическое значение, поскольку он пытается экономически реинтегрировать Сирию и позиционирует свою приверженность послевоенному восстановлению, и оно имеет символическую политическую ценность в качестве еще одного шага к объединенной, контролируемой государством Сирии», - добавил он.
В общем, не удивительно, что сделка в Дамаске вызвала такой восторг у Дамаска и Тегерана, хотя казалось бы, именно они здесь что-то потеряли.
Некоторые наблюдатели также отметили, что фактически это соглашение с его жесткими условиями дат, противоположны дорожной карте Манбиджа (условия, основанные на патрулировании) и вынуждают Турцию открыть трассы восток-запад и север-юг. При том, отметим, что на плечи Турции теперь взвалили самую грязную работу — каким-то образом разоружить «радикальные группировки» (то есть, Хайат Тахрир аш-Шам, Хуррас ад-Дин и т. д., которые уже объявили, что не будут выполнять пункты этого соглашения). То есть, режиму Асада ничего не нужно делать самому, просто ждать.
Конечно, нельзя сказать, что соглашение содержит хорошие новости лишь для Дамаска. Турция явно стремится возобновить экономическое движение к югу от своих границ, и в принципе, если есть возможность разрешить дело без массового бегства сотен тысяч беженцев к ее границам, и при этом получить выгоду от торговли, она конечно не упустит такую возможность. И самое главное - соглашение дало хоть какую-то передышку почти трем миллионам людей, которые все последние недели ждали нападения.