Статья опубликована на Ислам.RU в 2008 году, нопо моему актуальна...
С Северного Кавказа продолжают периодически приходить тревожные вести о постоянных стычках с боевиками, о нападении непримиримых «лесных братьев» на работников милиции. Эти новости приходят то из Дагестана, то из Чечни, то из Ингушетии, то из Кабарды. Во всех этих случаях пугает та ожесточенность, с которой обе стороны противостояния уничтожают друг друга, фактически, своих же соплеменников, а в условиях Кавказа, зачастую, и своих родственников. Однако за природой этой ожесточенности зловещей тенью проглядывает будущее Кавказа и России в целом.
Сегодня Россия столкнулась угрозой радикализации на Кавказе. Все попытки справиться с ней пока желаемого результата не принесли. Крайние взгляды привлекают к себе сторонников.
Противостояние подобному развитию ситуации объединяет многие страны мира и заставляет их делиться друг с другом опытом. При этом удивителен тот факт, что Москва все эти годы ориентировалась на перенимание опыта только одного партнера – «Израиля». Однако его опыт - это опыт массового уничтожения мирных жителей, ракетных обстрелов и разрушения домов и целых жилых кварталов, неприкрытой лжи по всем каналам массовой информации, системы круговой поруки, когда из-за невозможности ликвидировать неугодного давление оказывается на его родственников.
Именно через стажировки российских работников правоохранительных органов в израильской полиции и спецслужбах, через «старания» израильских советников, приглашенных для обмена опытом в Россию, на Кавказ пришли чудовищные методы борьбы с инакомыслием. Среди них – совершенно чуждые российской истории, культуре и менталитету внесудебные похищения и ликвидации любого, на кого падает хоть малейшее подозрение, нечеловеческие пытки задержанных для выбивания нужных показаний, угрозы хоронить убитых боевиков в навозе, завернутыми в свиные шкуры.
Мало того, официальная политика «Израиля» в отношении своих противников была недвусмысленно озвучена еще Бен-Гурионом, первым премьер-министром «Израиля». Он сказал, что кошмарный сон для еврейского государства – это мирный договор с палестинцами. Поскольку мирный договор исключит возможность вооруженных провокаций по всей территории конфликта, лишит «Израиль» повода для обвинений арабов в экстремизме и для их дальнейшего выдавливания с палестинских земель. Великодержавный сионизм не приемлет никаких других моделей сосуществования, кроме физического уничтожения всех арабов-мусульман, не согласных с политикой «Израиля».
Российский политолог Сергей Кара-Мурза вопрошает: «Почему Россия должна учиться у Израиля, где терроризм процветает вот уже в течение 50 лет?». Ведь даже неосведомленному обывателю понятно, «Израилю» радикализация выгодна, он умело использует ее как инструмент для проведения своей экспансии на Ближнем Востоке. И «Израиль» будет прилагать все усилия для того, чтобы пресечь все мирные инициативы со стороны мусульман и как можно дольше поддерживать пожар противостояния на Ближнем Востоке.
И потом, для «Израиля» исламское сопротивление – угроза внешняя, а для России – внутренняя. Одно дело воевать с бойцами ХАМАС или «Исламского джихада», являющимися представителями чуждого для «Израиля» арабо-исламского мира. И совершенно другое – расшатывать неутихающими вооруженными конфликтами Кавказ, где проживают мусульмане, граждане России.
Опасность перенимания израильского опыта в том, что вместе с методами борьбы мы невольно перенимаем и идеологию непримиримой войны с Исламом. Для России же, построившей свою государственность на основе тюрко-славянского союза, Ислам всегда являлся одной из государствообразующих религий. И опыт взаимодействия с Исламом у России совершенно другой, нежели у «Израиля». Это опыт мирного сосуществования, взаимных притирок, уступок, взаимовлияния культур и народов.
Однако за годы противостояния российского государства сепаратистским движениям на Кавказе в высших эшелонах власти и ведущих российских СМИ этот факт совершенно позабыт. Если в дальнейшем в деле борьбы с крайними течениями в среде мусульман будут преобладать методы бескомпромиссной борьбы вплоть до полного уничтожения любых протестных или оппозиционных настроений, есть опасность, что исторический контракт между государством и Исламом окажется под угрозой разрыва. А это грозит уже самому существованию России как евразийского государства.
Избежать этого можно только с помощью разработки государственной политики в отношении Ислама. В ней должны быть учтены такие непреложные истины, что российский Ислам неоднороден и принимает в разных регионах разные формы, что Ислам всегда будет сохранять ту или иную степень политизированности, что есть течения и группировки с разной степенью лояльности и оппозиционности государству. А также тот факт, что попытка борьбы с радикализацией мусульман путем их физического уничтожения приводит к еще более страшным последствиям.