Вчера госсекретарь США изложил 12 жестких требований, которые должны быть включены в новый ядерный договор с Ираном.
Условия, перечисленные Майком Помпео во время выступления в Фонде наследия в Вашингтоне, округ Колумбия, требуют от Ирана:
1) Предъявить Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) полный отчет о предыдущих военных аспектах своей ядерной программы, а также на постоянной основе и подотчетно отказаться от такой работы на неограниченном срок.
2) Остановить обогащение урана и никогда не проводить переработку плутония, включая закрытие тяжеловодного реактора.
3) Предоставить МАГАТЭ безоговорочный доступ ко всем станциям по всей стране.
4) Завершить пролиферацию баллистических ракет и остановить дальнейший запуск или разработку ракетных комплексов, способных нести ядерное оружие.
5) Освободить всех граждан США, а также граждан американских партнеров и союзников.
6) Прекратить поддержу ближневосточных «террористических» групп, в том числе «Хезбалла», «Хамас» и «Исламский джихад».
7) Уважать суверенитет иракского правительства и разрешать разоружение, демобилизацию и реинтеграцию шиитских ополченцев.
8) Прекратить военную поддержку повстанцев хуситов и добиваться мирного политического урегулирования в Йемене.
9) Вывести все силы под командованием Ирана со всей территории Сирии.
10) Остановить поддержку «Талибана» и других «террористов» в Афганистане и регионе и прекратить укрывать лидеров «Аль-Каиды»*.
11) Прекратить поддержку Силами «Кудс», связанными с Корпусом стражей исламской революции, «террористов» и «воинственных» партнеров по всему миру.
12) Прекратить свое угрожающее поведение против своих соседей, многие из которых являются союзниками США, в том числе угрозы уничтожить Израиль и запуски ракет по Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, а также угрозы международному судоходству и разрушительные кибератаки.
По словам Помпео, это «очень базовые требования», которые должны быть включены в любой будущий договор с Ираном, и невыполнение этих условия должно повлечь за собой «самые строгие санкции в истории».
Многие наблюдатели отмечают, что эти требования очевидно невыполнимы, и предлагают американцам представить, какая бы реакция была у них самих, если бы кто-то выдвинул им такие требования. Как сказал один комментатор: «Единственное, что не потребовал Помпео, это переименовать Иран в Бывшую Югославскую Республику Иран».
Разумеется, эти требования по сути являются условиями капитуляции, и на самом деле, американцы вряд ли рассчитывают, что Тегеран на них согласится. Конечная цель таких требований — повысить градус, то есть, потребовать заведомо нереалистичные требования, чтобы применить те самые «самые строги санкции». А если не сработает этот план В (план А был ядерной сделкой), остается еще план С — война.
Что же сам Иран? Мохаммад Маранди, профессор Тегеранского университета, бывший частью переговоров по ядерной сделке в 2015 году, сказал, что выход США привел к «подавляющемуся консенсусу в Иране о том, что США просто нельзя доверять».
Вероятно, Иран выйдет из соглашения, сказал он, выразив скептицизм по поводу способности европейских держав защитить сделку.
«Иран возобновит свою ядерную программу на полной скорости, и поэтому поведение правительства США будет иметь совершенно противоположный результат», - сказал он.
Между тем, перспектива возобновления конфликта в регионе вызвала тревогу в Европе, которая по-прежнему не может оправиться от прибытия миллионов беженцев, спасающихся от военных зон в таких странах, как Сирия и Йемен. Возможная будущая война с Ираном грозит затмить даже конфликты в Сирии и Йемене. Не удивительно, что именно европейские лидеры (Макрон и Меркель) выразили негативное отношение к израильским бомбардировкам иранских сил в Сирии.
*-запрещены в РФ