Столица Марокко, Рабат, отменяет планы по установлению побратимских отношений с Гватемалой в знак протеста против перемещения гватемальского посольства Израиля из Тель-Авива в Иерусалим, сказал в субботу заместитель мэра Рабата.
«Следуя решению Гватемалы об открытии посольства в Аль-Кудсе (Иерусалим), городской совет Рабата единогласно принял решение приостановить рассмотрение проекта побратимских отношений с Гватемалой в знак солидарности с палестинским народом», - заявил заместитель мэра Лахен Эль Амрани из исламистской Партии справедливости и развития.
Гватемала открыла посольство в Иерусалиме в среду, через два дня после того, это сделали США, что привело к протестам палестинцев и привлекло международное осуждение.
Ранее городской совет Рабата планировал проголосовать за совместный проект с Гватемалой, с целью сделать столицы двух стран городами побратимами. Гватемала открыла посольство в Рабате, второе в Африке, в ноябре 2017 года.
Решение марокканских чиновников можно только приветствовать, а заодно вспомнить, что Марокко часто бывает едва ли не единственной мусульманской страной, проявляющей принципиально там, где другие не способны это сделать, например, в вопросе с расстрелянной редакцией Шарли Эбдо (марокканцы открыто отказались принимать участие в траурных мероприятиях, в отличии от других стран, приславших своих представителей).
Несколько слов о решении Гватемалы.
Джимми Моралес, правый президент страны, известен не только своей приверженностью евангелическому христианству, но и как сверхкоррупционный лидер, словно сошедший с советских карикатур и голливудских фильмов на тему латиноамериканских диктатур. В прошлом месяце группы гражданского общества потребовали от него уйти в отставку из-за обвинений в коррупции. Смешно, но он был вынужден просить суды, чтобы они разрешили его брату и сыну, судимым за коррупцию, сопровождать его в Иерусалим, на открытие посольства. Тем не менее, средства массовой информации Гватемалы уже раскрыли изворотливые листы расходов на церемонию открытия посольства на счетах своего правительства.
С таким моральным обликом не удивительно, что Моралес является горячим сторонником Трампа и Нетаньяху, особенно в те дни, когда он нуждается в международной поддержке, чтобы справиться с давлением гражданского общества (дошло до того, что генеральный прокурор страны потребовала снять с него неприкосновенность), которое он представляет в качестве «охоты на ведьм», устроенной на него левыми силами.
Моралес известен как большой друг Израиля, но конечно, дело не только в Моралесе. Отношения Израиля с Гондурасом и Гватемалой установились еще в темные дни центральноамериканских диктатур, когда Израиль предлагал щедрую военную поддержку гватемальским генералам в период геноцида майя в начале 1980-х годов. Гватемала широко закупала оружие в Израиле, когда США сами отстранились от поддержки очевидно анти-демократического режима.
Но самое интересное, что это не первый раз Гватемала переносит свое посольство в Иерусалим. Строго говоря, Гватемала стала первой страной в мире, открывшей свое посольство в Иерусалиме еще в 1959 году. Позднее, она была вынуждена перенести посольство в Тель-Авив в 1980 году из-за международной реакции.
Сегодня Гватемала рассчитывает, что международная реакция может быть проигнорирована, так как США открыто на стороне Израиля. Но не стоит забывать, что выражение «банановая республика» появилось именно благодаря Гватемале (хотя справедливости ради, даже без нее хватает государств, достойных этого звания). А это значит, что с изменением международной конъюнктуры мы еще увидим, как посольство Гватемалы переезжает обратно в Тель-Авив.