События

Бернард Льюис, важнейший ориенталист послевоенного времени, скончался в возрасте 102 лет

Известный британско-американский историк Бернард Льюис, ведущий ученый ориенталист и ближневосточник, умер в воскресенье в возрасте 101 года, за двенадцать дней до своего 102-го дня рождения.

Родившийся в еврейской семье в Лондоне в 1916 году, Льюис закончил учебу в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) в Лондонском университете в 1936 году. Три года спустя он получил степень доктора философии по истории Ислама. В годы Второй мировой войны он служил в различных агентствах британской армии, разведслужб и министерства иностранных дел, а затем вернулся в SOAS. Он был назначен начальником кафедры Ближнего и Среднего Востока в 1949 году. В период с 1974 по 1986 год он преподавал в Принстонском университете в Нью-Джерси, и именно тогда написал некоторые из своих самых известных работ. Он продолжал преподавать в Корнельском университете до 1990 года.

Льюис стал автором более 30 книг и сотен статей, многие из которых переведены на другие языки (в том числе русский язык). Сам он знал по меньшей мере десяток языков, включая турецкий, фарси, арабский и классическую латынь. Он известен как одно из ведущих имен в исследованиях Ближнего Востока и истории Ислама. В том числе он признан первым иностранным ученым, который глубоко изучил османские архивы.

Льюис особенно важен потому, что именно он во многом определил взгляд западного мира на регион Ближнего Востока и на Ислам вообще. Начав в своих ранних работах (например, «Возникновение современной Турции») как энтузиаст и симпатизант исламского возрождения в Турции, которая по его мысли должна была стать примером синтеза между исламской и западной цивилизациями, он в более позднее время (например, в переведенной на русский язык книге «Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока : прогресс и традиционализм») стал архетипичным сторонником колониального и ориенталистского взгляда на Ислам и мусульманский мир. Так, он считал необходимым вмешательство Запада в мусульманские страны ("Либо мы им принесем свободу, либо они уничтожат нас"), и считается одним из фактических консультантов при вторжении США в Ирак, хотя сам Льюис отрицал это. В начале 2000, когда США с союзниками вторгались в Ирак и Афганистан, он был одним из самых популярных имен для политиков, в том числе неоконсерваторов США и средств массовой информации. «Усама бен Ладен сделал меня знаменитым», - однажды заметил он.

С другой же стороны его критиковали за игнорирование колониализма или внешних факторов как источника проблем и конфликтов в регионе. Один из самых горячих споров в западной академической среде развернулся между Льюисом и другим знаменитым ученым палестинского происхождения, автором книги (и самого одноименного понятия) «Ориентализм», Эдвардом Саидом, который называл Льиюса «активным политиканом, лоббистом и пропагандистом», а также «торговцем устаревшими изречениями о необходимости сильной направляющей руки для региона».

Заметим, что в научной среде позиция Саида в целом взяла верх, хотя у Льюиса остается много сторонников. Как бы то ни было, сложно отрицать, что Льюис оказал значительное влияние на область востоковедения и изучения мусульманской цивилизации. Это признают даже те ученые, которые не согласны с его выкладками.

Льюис также известен в Турции своей позицией по армянскому вопросу. Он утверждал, что массовые убийства османских армян в 1915 году и их последствия не могут быть определены как геноцид и должны быть связаны с Первой мировой войной. Ильбер Ортайлы, самый именитый из ныне живущих турецких историков, в воскресенье высказался достаточно тепло о Льюисе.

Пожалуй главный урок, который можно взять из жизни Бернарда Льюиса, сформулировал Николас Дэнфорт, политолог и специалист по Турции: «Моя главная мысль, вынесенная из карьеры Льюиса, заключалась всегда в том, что если гораздо лучший ученый, чем любой из нас, может быть настолько сбит с толку своими политическими взглядами, мы все подвержены риску».

Автор: Якуб Хаджич
подписаться на канал
Комментарии 0