Президент Турции Реджеп Эрдоган, сам того не подозревая, запустил масштабную интернет акцию в среде оппозиционно настроенных турок, заодно подарив им идеальный лозунг в преддверие выборов.
Эрдоган во вторник сказал: «Если однажды наша нация скажет tamam, то мы уйдем».
Турецкое слово tamam (тамам) — многозначно, и может означать «хорошо» или «ок», но в данном контексте означает что-то вроде «хватит» или «достаточно».
Буквально через минуты после речи Эрдогана в турецком твиттере была запущена акция — люди публиковали сообщения с хэштегом #T A M A M. Буквально за несколько часов хэштег набрал миллион ретвитов (сейчас их уже несколько миллионов) и взобрался на вершину трендов твиттера, причем не только турецкого, так как к этой акции присоединились даже голлливудские звезды, вроде Элайджи Вуда.
В ответ сторонники правящего президента запустили акцию #DEVAM («продолжай»), высказывая тем самым пожелание, чтобы Эрдоган продолжал быть президентом Турции. Хэштег набрал на своем пике около 300 000 ретвитов, а затем внезапно упал до 90 000 — что объясняется скорее всего использованием бот-сетей, мобилизованных для определенной кампании.
Представитель Партии справедливости и развития (ПСР) Махир Унал затем обвинил оппозицию в том, что она использовала собственные бот-сети.
Бывший мэр Анкары Мелих Гекчек заявил, что из Турции было отправлено только 7,67 процента твитов «T A M A M». Тем не менее, результаты поиска в сервисе отображения твитов показывают, что 79,41 процента были из Турции: и это удивительно высокая доля, учитывая количество турок, которые используют VPN (то есть, пользователь из Турции может заходить с иностранного адреса).
Несмотря на все эти хэштег войны, давно известно, что у турецкой оппозиции есть многочисленные преимущество в социальных медиа - и особенно в Twitter. Сторонники правительства во много раз чаще получают свои новости от основных СМИ, чем их социальных сетей. Так что говорить о каком либо серьезном срезе взглядов турок, судя по твиттеру, нельзя.
Тем не менее, это событие все еще расстраивает правящую партию в достаточной мере, чтобы выпустить второе заявление, в котором говорилось: «Правительство приходит не из Twitter, а из урны для голосования».
Сейчас в турецком сегменте интернета, особенной в его оппозиционной части, идут дискуссии о том, насколько важными являются эта кампания и ее феноменальный «успех», однако, интересна она скорее в связи с наблюдениями за интернетом в Турции, чем в связи с выборами.
Акин Унвер, турецкий исследователь кибер-трендов, составил несколько карт, которые показывают, как по всему миру был распространен тренд #tamam
и #devam
Как #tamam был распространен в Турции
и аналогично, распространение #devam в Турции.
Выводы Унвера таковы: численно TAMAM превышает DEVAM в 86 раз, но невозможно сейчас точно выяснить, как много ботов использовалось с обеих сторон.
На самый волнующий вопрос — имеет ли это все вообще какое-то значение? — Унвер отвечает: и да и нет.
Да:
- потому что между 2013 и 2018 Турция стала одной из топ-стран с самым быстрым интернетом и проникновением соцсетей.
- Все политические стороны значительно мобилизуются в цифровой сфере. Все имеют равный доступ к ботам.
- Турция является одним из лидеров в мире по скорости цифровой мобилизации. Ее соцсети очень чувствительны к политическим событиям. При этом деление на большие и малые города уже не так важно. Анатолия вовлечена в процесс.
Нет:
- Люди не всегда голосуют за то, что они продвигают в твиттах.
- Анатолийская политическая культура поддерживает молчание в период злости
- Большинство общественных сил молчат (они не используют социальные сети)
- Одна война хэштегов не является репрезентативной
- Различные эффекты меняют взаимодействие в одно мгновение
Унвер говорит, что невозможно определить, кто использовал больше ботов, потому что Twitter удалил их учетные записи, прежде чем их можно было подсчитать, и поэтому приходится полагаться лишь на цифры после удаления ботов.
Резюмируя, Унвер отвечает на вопрос «что все это говорит нам о грядущих выборах» - ничего не говорит.
Единственное в чем мы можем быть уверены, это в том, что знаем теперь общий лозунг оппозиции.