Израильский кнессет принял во вторник закон, который призывает судей (но не требует от них) принимать решения согласно принципам еврейского права, если они сталкиваются с вопросом, по которому не существует соответствующего законодательства или судебных прецедентов — сообщает Гаарец.
Спорный закон прошел свое окончательное голосование в парламенте, когда 39 членов кнессета проголосовали за, а 32 против.
Закон призван расширить влияние иудейского религиозного права на судебные решения. Тем не менее, он не имеет обязательной силы для судей; это всего лишь рекомендация.
Закон также советует судьям консультироваться с «принципами еврейского наследия» - неопределенный термином, который уже появился в существующем законодательстве.
Закон, принятый во вторник, значительно более мягок, чем законопроект, первоначально продвигаемый депутатом кнессета Нисаном Сломянским (на фото) из правой национально-религиозной партии «Ха-баит ха-йехуди» (Еврейский дом). Этот законопроект дал бы мандат на создание академического института, которому поручено было бы перевести еврейский закон в современную терминологию, и тем самым сделать его более доступным для судей и более легким для использования. Но это положение столкнулось со значительной оппозицией в кнессете, поэтому законодатели решили сойтись на добавление еврейского закона в качестве одного из возможных источников, на основании которого судьи могут полагаться на толкование законодательства.
«Цель состоит в том, что если в праве есть пробел, то судья, вместо того, чтобы искать по всему миру совместимые правовые системы, должен смотреть на еврейский закон», - сказал Сломянский. «Если судья захочет, он будет использовать его, а если нет, он будет использовать свое решение и делать то, что считает нужным. Это не большая революция, и здесь нет ничего, что должно было напугать людей».
С этим категорически не согласны оппоненты принятого решения. Так, депутат кнессета Мерав Михаэли (Союз сионистов) не согласна. «Это один из небольших шагов для Нисана Смолянского и один большой шаг для Шакед, Беннета и Смотрича на пути к недемократическому государству, управляемому еврейским законом», - сказала она, имея в виду партийных коллег Сломянского, министра юстиции Аелет Шакед, министра образования Нафтали Беннета и депутата Бецалеля Смотрича.
«Еврейский закон, который не признает равенства женщин и других, который запрещает гомосексуализм, который имеет такие наказания, как побивание камнями и смертная казнь, теперь является источником вдохновения в Законе об основах права в Израиле», - продолжила она. «В демократической стране закон - это то, что решено представителями народа, а не то, что простое меньшинство полагает, будто Бог решил».
Депутат кнессета Дов Хенин («Объединенный список») добавляет: «Этот законопроект является частью ползучего, опасного движения. Это правительство предложило серию законопроектов, цель которых - изменить основы системы, максимально дистанцировать систему от прогрессивных взглядов на демократию и сделать ее более националистической, консервативной и религиозной».
Что мы здесь видим? «Самое демократическое государство» на Ближнем Востоке сталкивается с ровно теми же процессами, спорами и диспутами, что и другие государства региона. В какой-то мере, если сравнивать Израиль с некоторыми его соседями, можно заметить скорее регресс, чем прогресс в сторону типичных либерально-секулярных ценностей, ассоциирующихся с демократией. Об израильском случае полезно вспоминать всякий раз, когда мы слышим очередные алармисткие предупреждения от секулярных фанатиков о ползучей «исламизации» Турции, например, которая, якобы, отказалась от принципов демократического западного мира.