События

Талибан осваивает хай-тек – это создает дилемму для США

Некогда описываемые как исключительно плохо оснащенная группа повстанцев, талибы* все чаще атакуют силы кабульского режима, используя очки и лазеры ночного видения, которые, по словам американских военных, были либо украдены у афганских и международных сил, либо куплены на черном рынке – об этом пишут в своем недавнем материале на страницах The New York Times Томас Гиббонс-Нефф и Джавад Сукханьяр.

Устройства позволяют талибам маневрировать и перемещать свои силы под покровом темноты, поскольку они отслеживают крутящиеся лопасти вертолетов коалиции, инфракрасные лазеры на американских винтовках или даже ночные передвижения местных полицейских.

Благодаря этой новой способности видеть на поле боя «Талибан» более чем удвоил ночные атаки с 2014 по 2017 год. Число военных и полицейских кабульского режима, которые были ранены или убиты во время ночных нападений в течение этого периода, почти утроилось.

Это вынудило американских командиров пересмотреть даже тот ограниченный доступ, который они дают афганским силам безопасности для устройств ночного видения. Командиры теперь беспокоятся о том, что отказ от дорогостоящего оборудования для этих сил ставит их в невыгодное положение с потенциально смертельными последствиями.

Командиры теперь беспокоятся о том, что отказ от дорогостоящего оборудования для этих сил ставит их в невыгодное положение с потенциально смертельными последствиями. Другими словами, дилемма такая – если силам афганской армии давать устройства, они могут скоро оказаться у талибов, но если не давать, кабульские силы вынуждены воевать с талибами, у которых техническое оснащение на голову выше.

В течение многих лет американские командующие неохотно предоставляли оборудование ночного видения рядовым афганским солдатам и полицейским из-за обеспокоенности широко распространенной коррупцией среди этих сил. По словам американских военных чиновников, устройства - шлемы и инфракрасные лазеры - обычно предоставляются только элитным афганским спецназовцам и полицейским спецподразделениям.

Военные эксперты, такие как Дэвид У. Барно, отставной генерал-лейтенант, который возглавлял американских военных в Афганистане с 2003 по 2005 год, говорят, что эта ситуация отражает более распространенный тренд, когда негосударственные вооруженные группы (многие из них признаны экстремистскими) вооружаются усовершенствованным оборудованием, таким как беспилотные летательные аппараты и высокоточное оружие, за счет государственных вооруженных сил.

«Это будет проблемой, - сказал Барно, - и это изменит нашу работу».

С распространением устройств пехотным подразделениям было приказано не использовать в патрулях определенные маркировочные устройства, которые можно увидеть только с устройством ночного видения. Вертолетные экипажи были четко осведомлены о том, что их машины больше не маскируются в темноте.

В одном случае в ноябре прошлого года бойцы «Талибана», носящие очки ночного видения, напали на полицейский форпост в провинции Фарах, на западе Афганистана. К тому времени, когда нападение закончилось, восемь афганских офицеров лежали мертвыми в своих кроватях. Только один офицер выжил.

Частота и жестокость ночных нападений «Талибана» связаны с попытками кабульских сил, базирующихся в небольших контрольно-пропускных пунктах по всей стране, удерживать территорию, которая была вырвана у талибов.

The New York Times пишет, что в их распоряжении оказались ранее неопубликованные документы, в которые подчеркиваются опасения относительно растущей оснащенности талибов на поле битвы после 16 лет войны - и усилия американских командиров противостоять ей.

Документы показывают, что американские военные начали отправлять старые модели оборудования ночного видения в регулярные подразделения афганской армии. Чиновники сказали, что эти очки стоят около 3000 долларов США.

Весной 2016 года одна из первых партий устройств ночного видения для обычных солдат в южной части Афганистана, часть месячной пилотной программы, была отправлен в сражающийся 215-й корпус в провинции Гильменд.

Только 161 из 210 устройств были возвращены назад, согласно военным документам, полученным The Times, и само оборудование не использовалось эффективно, отчасти потому, что силы не были должным образом обучены их использованию.

Афганские войска заявили, что недостающие устройства были сообщены как «военные потери», но не смогли поддержать это заявление какими-либо доказательствами или отчетами, чтобы объяснить, где и когда они потерялись.

В то время командиром 215-го корпуса был генерал-майор М. Муин Факир. Позднее он был арестован по масштабным обвинениям в коррупции, которые включали в себя злоупотребление продовольственными деньгами, предназначенными для его войск.

В прошлом году, и с лучшими результатами, устройства ночного видения были отправлено в 205-й корпус, расположенный около Кандагара.

В соответствии с документами были потеряны всего пять устройств в период с июля по декабрь. В течение лета и осени афганская национальная армия пострадала на 15 процентов меньше около Кандагара, чем за тот же период в 2016 году.

Документы приписывают это заметное сокращение в потерях именно приборам ночного видения, в результате чего устройства стали «неотъемлемой частью планов базовой обороны». Американские военные в настоящее время планируют оснастить блок примерно 2500 очками ночного видения в рамах «постоянной программы».

Несмотря на эти относительные успехи, остается неясным, смогут ли американские военные дать устройства всей остальной афганской армии.

Американский военный штаб в Кабуле заявил, что он оснастил технологией ночного видения подразделения специальных операций в афганской армии и полицейские силы.

По словам одного американского чиновника, некоторые американские советники, близкие к «земле», уже пытаются получить технологию для своих афганских коллег. Он сказал, что потребуется решение, принятое через руководство в Кабуле и Пентагоне, чтобы позволить американским командирам распространять устройства еще и на афганские силы безопасности.

С помощью устройств ночного видения бойцы «Талибана» смогли приближаться к афганским базам почти незамеченными до нападения.

Первоначально такие операции приписывались специальным подразделениям «Талибана», известным как «Красные группы» (Сара Хета), расположенным в южных провинциях Афганистана. Но в течение последнего года устройства ночного видения часто появлялись на севере и востоке страны, по словам двух американских военных чиновников, что сигнализировало о распространении их среди других групп «Талибана».

Эти же официальные лица заявили, что талибы используют как жестко контролируемые американские устройства, так и приборы, которые широко доступны для покупки. В некоторых случаях приборы были оставлены на поле боя американскими или афганскими солдатам, включая тех, кто был убит в бою.

В других случаях афганские солдаты, как полагают, просто продавали устройства талибам.

Это последнее утверждение оспаривает генерал Давлат Вазири, который до недавнего времени являлся представителем министерства обороны Афганистана. Он сказал, что все оборудование ночного видения, предоставленное афганским войскам амеркианцами, было «учтено».

«Нам не поступало ни одного случая, чтобы наши солдаты продавали приборы ночного видения талибам», - сказал генерал Вазири.

Забихулла Муджахид, представитель талибов, заявил, что бойцы «Талибана» получили приборы ночного видения после нападения на афганские базы или пленения афганских солдат.

По словам одного из американских военных лиц, рядовые афганские полицейские особенно находятся под угрозой из-за увеличения числа смертельных ночных атак. Эти подразделения заходят дальше в малонаселенные районы Афганистана, чем солдаты армии.

Он также сказал, что офицеры Афганской национальной полиции, особенно на юге страны, уже месяцами отчаянно запрашивают приборы. Но полиция входит в состав Министерства внутренних дел, которое подозревается в необузданной коррупции.

В провинции Гильменд советники Корпуса морской пехоты помогают запросу 505-й зоны Афганской национальной полиции получать приборы ночного видения. Но пока неясно, получит ли их афганское полицейское подразделение.

В любом случае описанная дилемма вряд ли исчезнет без серьезной реформы и искоренения коррупции в рядах афганской армии, что может оказаться задачей едва ли не более сложной, чем военная победа над Талибаном.

*-запрещены в РФ

Комментарии 0