Я думаю о том, что наша Рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе сделала за эти два года. Что было пустым и ненужным, а что - принесло пользу людям.
К пустым и ненужным я отношу чрезмерные посиделки с органами власти, поддавки, в которые я вынужден был играть, зачастую, как теперь вижу зря.
Кроме этого, мы не реализовали в полной мере потенциал Меморандума о совместном противодействии насилию, разжиганию и т.д. в национальной и религиозной сферах. Надо было больше работы, больше усилий по консолидации людей не под эгидой власти и номенклатуры, а в рамках независимых общественных движений.
Напрасными и нереализованными были попытки воздействовать на местные силовые структуры и защитить людей от их произвола.
Не получилось выстроить вменяемые рабочие отношения с полпредством СКФО (не хотелось быть в позиции "чего изволите", а найти должный дипломатический такт для выстраивания долгосрочных отношений не удалось).
Я, скорее всего, не буду членом Общественной палаты нового созыва.
Есть стена, которую не прошибить.
Биться в эту стену, пытаясь попасть в номенклатурный садок, я не хочу и не буду. Преодолевать сопротивление властных сил, желающих манипулировать мной и моим именем ради того, что от меня не зависит, но с чем я не могу согласиться ни при каких обстоятельствах, я считаю ниже достоинства тех, кто по всему Кавказу, по всей стране, за эти два года оказывали мне уважение и поддержку.
И, все-таки, задел положен огромный.
Написан, обсужден и подписан Меморандум, который, благодаря этому, стал по-настоящему ПОЛИТИЧЕСКИМ документом, фундаментом общественного договора. Он принадлежит не мне и не Общественной палате, и не власти, он принадлежит тем, кто его подписал. А это десятки тысяч людей, сотни организаций.
Опираясь на Меморандум можно разворачивать общественную, правозащитную, политическую деятельность. Главное - хотеть не денег и статуса, а правды.
Спасены несколько жизней, несколько ребят получили возможность для возвращения к мирной деятельности на благо своей веры и общества.
Надеюсь, что эта работа продолжится в ОП РФ без меня, а, если нет, то я все равно буду стараться помогать людям в рамках той деятельности, которой займусь вне Палаты.
Эта деятельность, безусловно, будет связана с Кавказом (и со всей Россией, естественно, тоже) и возможностей для свободы действий и оценок у меня будет гораздо больше.
По всему Кавказу идут аресты, фабрикуются дела, плетутся судебные приговоры, продолжается терроризм. Я обещаю, что усилю внимание и работу по этим делам и в этих направлениях.
Ребята в СИЗО Нальчика, в Осетии, в Дагестане, в КЧР, в других местах Кавказа и России и их близкие могут быть уверены, что их судьбы мы не оставим без внимания и будем бороться за справедливое рассмотрение их дел, пока это возможно.
Тем же, кто захочет вернуться к мирной жизни, я, мои коллеги и товарищи всегда будем оказывать помощь в этом правильном деле. Общественная деятельность - это эффективный способ борьбы за правду. Надо только уметь консолидироваться и правильно ставить цели.
Кроме всего прочего, скоро мы запускаем "Кавказскую политику" kavpolit.ru . Надеюсь, что это будет свободный общекавказский общественный аналитический ресурс, к сотрудничеству в котором приглашаю всех, кто умеет писать и при этом готов не ругаться и не разжигать национальную и религиозную ненависть. Все остальные позиции - приветствуются.
Прошу Вас, всех кто это прочитает, высказать свое мнение о деятельности Рабочей группы, о моей работе и о том, что можно делать в дальнейшем вне рамок ОП или в сотрудничестве с ней.