Сегодняшний мир установил для человечества определенные мерки, по которым оцениваются достоинства человека 21-го века. Эти критерии в принципе можно разделить на два вида: идеальные и материальные.
К первым относятся доброта, порядочность, оказание помощи, жалость и другие характеристики, которые опираются на мораль и духовность. Ко вторым — в первую очередь, материальное благосостояние, — т.е. наличие у человека определенной суммы денег, новой иномарки, хорошего дома, престижной работы, большой зарплаты и т.д. В последнее время стали актуальными темы разговоров, которые чаще всего касаются именно материальной стороны жизни. Даже те разговоры, которые напрямую не связаны с миром благосостояния человека, в конце концов, сводятся к волнующему каждого из нас вопросу. Это действительно так: если спрашиваешь своего друга, брата, кого-либо о здоровье, то разговор естественно переходит к болезни, ее лечению и, таким образом, — к необходимости покупать дорогие лекарства, что не всегда по карману...
Да, действительно, деньги нужны и без них плохо. Никто не будет спорить, что для нормальной жизни без денег и хотя бы среднего уровня благосостояния не обойдешься. Но тема этой статьи — не о том, плохо или хорошо вести разговор о деньгах и уровне благосостояния каждого человека. Нас волнует вопрос дисбаланса между духовной и материальной сторонами нашей жизни, который угрожает нормальным человеческим взаимоотношениям.
Сегодня, по современным меркам, не так уж и важно, какой ты человек: порядочный, добрый и честный или совсем наоборот? Дело в том, что твоя порядочность не кормит и не приносит прибыль, — и никто не станет обращать внимание на твою доброту или честность, если у тебя по каким-то причинам нет денег. Стало очевидным фактом, что человек 21-го века превратился в бездушное тело, жизнь которого посвящена только материальной добыче, а не приобретению духовных богатств. Сильнейшее психологическое воздействие материального мира и его оттенков подавляет тех людей, которые стремятся придерживаться уравновешенного состояния цивилизованного гуманного человека. Их становится все меньше в сегодняшнем мире! Все труднее сохранять свою жизненную позицию там, где окружение диктует свои условия существования: «Хочешь жить — двигайся в общем потоке, а дальше будет видно... Ведь Бог — Милосердный, Прощающий. И, — в конце концов, ты один из многих, не первый и не последний... А что ты один можешь сделать против этого мощного потока?»
Для того, чтобы наше обсуждение было конструктивным и целенаправленным, мы как мусульмане должны четко определить наши ценностные критерии, и только после этого можно строить наш разговор, делать дальнейшие выводы, давать рекомендации. Представим, что мы живем в таком мире, где достоинство человека зависит от его богатства и материального благосостояния, а душевные, гуманные его черты потеряны навсегда. В таком мире можно наблюдать сцену, когда человек предлагает девушке свою руку и сердце, а от него требуют справку из банка о состоянии его денежного мешка. Или другой вариант: человек приходит в больницу на операцию, а у него требуют показать банковский чек, чтобы врач мог решить, оперировать его или нет. Или еще: приходит к тебе человек, который нуждается в материальной помощи, а ты отказываешь ему потому, что у тебя своя семья, свои дети, которых нужно кормить... И сколько можно назвать таких случаев, когда человек обязан проявить свои гуманные чувства и понять, что жизнь нам дана Господом для того, чтобы не только приобретать, но и отдавать!
Мы должны осознать происходящее с нами: мы движемся в потоке, который ведет нас в тупик антигуманизма, куда мы уверенно придем — если не сегодня, то завтра... Или, может, предоставим каждому жить, как ему нравится, а в остальном — Бог рассудит?
Неправда! Сейчас, как никогда, остро ощущается, что далеко не всем все равно, что многие не хотят жить в мире, где главным критерием является только материальная сторона жизни. И эта моя убежденность дает мне уверенность и силы продолжить мою статью и попробовать обдумать пути или шаги, которые смогут остановить тех, кто заблудился в оттенках этого материального мира.
Наша великая религия Ислам четко определила утерянное многими равновесие между духовным и материальным мирами: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (28:77).
Ислам не разделяет религиозный и светский образы жизни — они дополняют друг друга в такой гармонии, которую редко или никогда не увидим в других религиях или законодательствах. «...— ведь Мы ничего не упустили в этом Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом». (6:38).
Первым и главным фактором нашей жизни должна быть богобоязненность, — это четко определил наш Пророк (мир и благословение ему) в той его проповеди, которую он произнес в его последнем хадже: «Нет разницы между черным и белым, арабом и неарабом, — превосходство между ними определяет богобоязненность».
Во-вторых, мусульманин совершает поступки, исходя из своего намерения, и когда он совершает добрый поступок, он делает это ради Аллаха и ждет поощрения только от Него, а не от тех, кому он оказал какую-либо помощь: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» (26:109).
В-третьих, человек становится обладателем богатства или имущества по воле Аллаха: «Это Он сделал вас наследниками земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Воистину, Он скор в наказании, и, воистину, Он — прощающий, милосердный» (6:165). И человек осознает, что распоряжаться этим имуществом необходимо по установленным нормам Всевышнего. Следовательно, мусульманин знает, что по велению Аллаха права на это имущество есть не только у него, но также и у нуждающихся, бедных, членов их семей, у государства. И он не может уклоняться от соблюдения этих прав, поскольку он покорен воле Господа, который знает все его мысли, намерения, дела.
Аллах Всевышний установил для человека законы и нормы, которые должны действовать в определенных Им порядке и соразмерности, и предупредил нас от попадания в дисбаланс, о котором мы говорили в начале статьи.
Наш Создатель желает нам наилучшего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (2:185). Он установил определенный гармоничный порядок нашей жизни. Но человек отказался от этих норм и считает, что он все знает и все может, а потому не нуждается в советах или ограничениях. Но почему-то если врач прописывает ему соответствующий курс лечения, он старается тщательнейшим образом выполнять его. А разве Аллах не Всемогущий и не Всезнающий? Если кто-то считает иначе, то пусть выбирает свой личный, собственный образ жизни и, в конце концов, сам лично отвечает за свои поступки и дела.
Всевышний установил, что наше богатство, имущество не должно быть для нас дороже, чем любовь к Нему и Его Пророку: «Скажи (Мухаммад): «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, если все это милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей» (9:24). Он сказал, что наши имущество и дети могут стать Фитна (испытанием) для нас, и мы должны очень ответственно подходить к этому вопросу: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети — испытание для вас и что у Аллаха уготовано верующим великое вознаграждение» (8:28). Он определил для нас степень законности пользования приобретенным имуществом и призвал растратить часть его на пути Аллаха: «И те, которые носят страдания, стремясь к лику Аллаха, совершают обрядовую молитву, расходуют и тайно и явно из того, что Мы дали им в удел, и добром предотвращают зло. Им уготовано обитание» (13:22). Всевышний предупредил нас о жадности и любви к материальной жизни и указал нам дорогу к очищению от этой грязи. Наш Создатель знает о нас все и, следовательно, может предложить человеку самый оптимальный путь спасения от дисбаланса.
Современный человек стал роботом по добыванию денег, бездушным чудовищем, которое стремится наложить свою лапу на все вокруг себя. Это ощутимо на нашей повседневной жизни, мы все это видим, но никто не хочет спросить себя: какой же конец ждет нас всех и поможет ли нам кто-то решить наши нынешние проблемы — страх и волнение, которые испытывает каждый из нас дома, на работе, на улице, везде. Нам уже пора крепко задуматься о моральной деградации человека, о потере им духовных и моральных ценностей. Мы все боимся войны, атомной бомбы, оружия массового уничтожения, но забываем, что все эти ужасы создал сам человек, который хочет доказать самому себе, что он может жить без Бога и без покровителя.
В связи с этим перед всеми нами стоит главный вопрос: так что же нам делать, если мы ничего не решаем? Этот вопрос всегда был и, вероятно, еще будет достаточно долгое время самым настоятельным и главным для нас. И задаем мы его не только потому, что хотим знать ответ; — мы хотим позитивных сдвигов и перемен, а потому хотим действовать! При этом необходимо учитывать первый и важный момент: мы действительно видим опасность, мы убеждены, что существует угроза потери моральных ценностей. И мы должны думать об этом, нас должны волновать судьбы человечества. Этот вопрос должен занимать часть наших мыслей, наших волнений, — точно так же, как мы все время думаем о куске хлеба, о том, как и где его заработать... Этот вопрос нужно постоянно обсуждать, объясняя степень опасности проблемы тем людям, которые не задумываются над ее серьезностью. Мы должны говорить и писать об этом! Мы не должны молчать, потому что закрывать рот справедливости — значит, губить нас всех! Пусть каждый из нас посмотрит на себя, начнет с себя и сам станет жить по законам, установленным Богом.
Мы — люди, разумные существа, порожденные Аллахом. Мы не можем жить, как животные, — только кушать, спать и ни о чем не думать. Ведь Аллах задумал и создал нас не такими: «Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями.» (17:70). Судьба нашего будущего зависит от меня, тебя и других, от силы нашего убеждения в истине слова Всевышнего.